История

Стабильность после кризиса

Стабильность после кризисаСтабильность после кризиса. В феврале 2001 г. Турция столкнулась с самым тяжелым в истории республиканского периода зкономическим кризисом и экономические балансы резко дестабилизировались.

Вице-президент Всемирного банка Кемаль Дервиш был назначен Государственным министром по вопросам экономики в правительстве.

Были получены крупные кредиты от Международного валютного фонда и Всемирного банка, изменен Закон о банках. ВНСТ, внеся изменения в множество статей Конституции, приняло важные шаги на пути следования Турцией стандартам Европейского союза, отменило смертную казнь, за исключением преступлений, связанных с терроризмом или совершенных в военное время.

Великое Национальное Собрание Турции , по предложению коалиционного правительства, состоящего из представителей Националистического Движения и Партии Отечества приняло решение о проведении досрочных выборов 3 ноября 2002 года. По итогам выборов в Парламент прошли лишь Партия Справедливости и Развития, набрав 34,28% голосов, и Народно-Республиканская Партия . Получив 363 из 550 кресел в Меджлисе, ПСР стала самостоятельно правящей партией, а НРП основной оппозиционной партией. А входившие до выборов в состав коалиционного правительства ДЛП, ПНД и ПО, а также главная оппозиционная Партия Верного Пути, не сумев преодолеть 10% барьер, не вошли в состав Парламента.

Период ПСР. После выборов депутатом ПСР от провинции Кайсери Абдуллахом Гюлем было создано 58-ое правительство. В этот период Генеральный председатель ПСР Реджеп Тайип Эрдоган, проведя встречи с премьер-министрами европейских стран, проделал большую работу, направленную на принятие в Турции в члены ЕС и осуществил различные контакты в 14 странах - членах ЕС. Самой важной политической особенностью данного периода явилось то, что на Копенгагенском Саммите ЕС было принято решение об определении в декабре 2004 года даты начала переговоров о вступлении Турции в полноправные члены этой организации, а также отказ ВНСТ в предоставлении заброшенных правительством в связи с войной в Ираке полномочий на размещение иностранных военнослужащих на территории Турции и направлении турецких солдат на территорию иностранных государств.

Генеральный председатель ПСР Реджеп Тайип Эрдоган после устранения преград, связанных с его избранием и после его избрания депутатом на промежуточных выборах в Сиирте, занял пост

Премьерминистра, на котором ранее находился Абдуллах Гюль, и сформировал 59-ое правительство.

В этот период, благодаря проводимой политике, была обеспечена стабильность в экономике. Была достигнута цель намеченного экономического роста и падения инфляции.

В тот же период был достигнут рекордный уровень в объеме экспорта. Наблюдался значительный прогресс в области туризма, как в создании инфраструктуры, так и в количестве туристов, посетивших Турцию.

Были проведены работы, касающиеся улучшения ситуации в областях энергетики, сельского хозяйства, образования и трудовой занятости, а также реализованы проекты социальной поддержки в этих сферах.

Между тем, основную ось внешней политики Турции составили Евросоюз, Кипр, Ирак и международный террор. Были достигнуты важные положительные результаты в отношении вопросов ЕС и Кипра.

Начатый в Нью-Йорке, продолженный на острове и завершенный референдумом процесс разрешения кипрского вопроса изменил 30-летний имидж Турции в этом отношении. Стало ясно, что Турция является стороной, желающей мира, а не препятствующей миру. Это новая обстановка отразилась положительно на процессе ее вступления в ЕС.

59-ое правительство продолжило развитие динамичных отношений с ЕС, инициированное предыдущим правительством. В рамках процесса гармонизации с ЕС, принимая во внимание также потребности Турции, были продолжены законодательные и структурные реформы. Парламентом был обсужден и принят ряд законов. После чего 28 Марта 2004 года прошли всенародные выборы.

На местных выборах победила Партия Справедливости и Развития, набрав 42,09% голосов избирателей и обеспечив себе, тем самым, в 12-ти крупных городах и 46-ти провинциях посты мэров.

Народно-Республиканская Партия набрала 18,37% голосов, а третье место, преодолев 10% барьер, заняла Партия Националистического Движения.

На этой стадии, Эркан Мумджу, избранный в парламент через Партия справедливости и развития и ставший Министром Культуры и Туризма, подал в отставку с поста министра и членства партии.

После избрания председателем Партии отечества и присоединения других депутатов, его партия стала 3-ей партией, которая сформировала в парламенте Группу. Мехмет Агар стал председателем Партия верного пути и избрался депутатом в парламент из города Элазыг. Яшар Нури Озтюрк был избран в парламент через Народно-республиканская партия, а затем подал в отставку и основал Партия возвышения народа. Кроме этих событий, после присоединения некоторых депутатов в Социально-демократическую народную партию, которые подали в отставку, количество политических партий в парламенте составило 6.

В рамках решения, принятого на саммите ЕС 17 декабря 2004 г., начались переговоры с Турцией 3 октября 2005 г. о ее полноправном членстве в ЕС. Первым этапом развития этих переговоров стал процесс подробного обсуждения Правовой системы ЕС, состоявшей приблизительно из 120 тыс. страниц и 35-и заглавий. Переговоры продолжаются, оставляя позади переломный момент в отношениях между Турцией и ЕС.