Общество

Архитектура

АрхитектураТурецкая архитектура, формировавшаяся в первые 5 лет республики, представляла собой выражение эклектичного национального стиля, созданного первым поколением архитекторов-воспитанников школ архитектуры, образованных в последние периоды Османской империи, а так же вдохновленного классическими архитектурными традициями.

В период времени с 1928 г. вплоть до окончания 2-й Мировой войны в условиях срочной необходимости в постройке общественных строений в Анкаре и других важных городах Анатолии, возникла современная и международная по характеру архитектурная концепция, формировавшаяся также при участии иностранных архитекторов, в основном родом из Берлина и Вены.

В строениях первого периода республики, созданных под влиянием Первого национального архитектурного течения, лидерами которого являлись архитекторы Кемалеттин Бей и Ведат Бей, заметна вдохновленность элементами Сельджукской и Османской архитектуры, использовались каменные и изразцовые украшения на фронтах зданий. Такие здания в Анкаре, как 2-е здание ВНСТ в округе Улус Мейданы, здания Анкара Палас, Зираат Банкасы и Османлы Банкасы, а также расположенное в Намазгях Тепе здание Тюрк Оджагы и здание Этнографического музея, относятся к строениям данного периода.

В 30-х гг. вместе с Планом Жансен, на вид заново преображающейся столицы накладывают отпечаток общественные строения, спроектированные такими иностранными архитекторами, как Эгли и Таут.

Первым печатным изданием в архитектурной сфере периода Республики, стал архитектурный журнал Архитект, выпускаемый усилиями молодых архитекторов таких, как Зеки Саяр, Абидин Морташ и Абдуллах Козаноглу. Между 1931-1936 гг. издававшийся под названием Мимар данный журнал в ходе языковой революции поменял название на Аркитект, тогда как после 1954 г. став официальным печатным органом новообразованной Палаты архитекторов, продолжает выходить и сегодня под названием Мимарлык.

Получившее распространение в период 1940-1950 гг. Второе национальное архитектурное течение, отличаясь от формалистической концепции 1920-х гг. было сформировано на основе элементов традиционной народной архитектуры, претворяемой в жизнь под руководством Седата Хаккы Элдема. В этот период вместо декоративных украшений распространяется использование карнизов, решеток, фахверков и эркеров, на первый план выступает создание гармонии и баланса в архитектурном дизайне. Кроме того, получает развитие местная строительная индустрия и промышленность стройматериалов.

Вслед за сопутствовавшим быстрой урбанизации 80-х гг. негативному процессу, в ходе которого умалялось значение архитектуры и деятельности архитекторов, вновь были начаты работы, направленные на преобразование утерянного городского обличия и утратившего плодотворность архитектурного движения. Основные проблемы турецкой архитектуры были обсуждены в ходе организованного, под началом Палаты архитекторов Турции в 2005 г. в Стамбуле Всемирного архитектурного конгресса Международной ассоциации архитекторов в рамках темы Рынок архитектур.

Считается, что столь широкомасштабное мероприятие, на котором турецкие архитекторы нашли возможность общения с архитекторами практически из всех стран мира, станет важной осью развития для турецкой архитектуры.