Общество

Изобразительные искусства

Изобразительные искусстваИзобразительные искусства Турции. В Турции координацию деятельности, связанную с изящными искусствами, осуществляет Главное управление изящных искусств при Министерстве культуры и туризма. В структуре Главного управления, осуществляющего либо организовывающего мероприятия в области искусства на национальном и международном уровне, действуют 24 профессиональных и 4 любительских организации искусства всего 28. Государственные музеи картин и скульптур, и государственные галереи изобразительного искусства, тоже находятся в ведении Управления.

Турецкая живопись

Живопись Турции. Отправившиеся в 1910 гг. в Европу для получения образования в области искусства, такие турецкие художники, как Ибрахим Чаллы, Хикмет Онат, Намык Исмаил, Авни Лифиж и Фейхаман Дуран после обучения в мастерской Кормона, открыли для турецкой живописи импрессионизм и символизм. Художники, известные как Поколение 1914 г., став преподавателями Академии изящных искусств, вырастили поколение Республиканского периода. Али Авни Челеби и Зеки Коджамеми вошли в историю как первые художники, придавшие турецкой живописи современный характер, и разделили лидерство в таком направлении живописи, как экспрессионизм и распространение традиций школы Хоффмана, с такими художниками, как Шереф Акдик, Махмут Джуда.

Эта группа художников, названная Независимые, проводила выставки в Зонгулдаке, Самсуне, Бурсе, Измите и других провинциях Анатолии, и стала застрельщиками современной турецкой живописи. Новые горизонты ей открыли Зеки Фаик Изер, Джемаль Толлу, Абидин Дино, Сабри Беркель и скульптор Зюхтю Мюридоглу. Все они объединились и сделали упор на соединение кубизма и абстракционизма.

С проведением в 1936 г, университетской реформы, школа искусств Санайи-и Нефисе Мектеби была превращена в Академию изящных искусств. Департамент живописи высшей ступени, возглавил французский художник и гравировщик Леопольд Леви.

Леви вместе с художниками создал новую систему обучения, Представители Группы новых, созданной учениками Леви, Тургут Аталай и Мюмтаз Енер, упор в творчестве стали делать на социальном реализме.

Созданные новыми непортретный стиль живописи в 1950 гг. был характерен для таких художников, как Мюбин Орхон, Фахрюннисса Зейд, Нежат Деврим, Аднан Чокер, Лютфю Гюнай, Деврим Эрбиль, Оздемир Алтан, Аднан Турани, Гюнгер Танер, Мустафа Ата. Социальный реализм распространился между такими художниками, как Дуран Караджа Джихат Арал, а также между учениками художников Нешет Гюнал и Неше Эрдок.

Культурная жизнь

В 1950 гг. Бедри Рахми Эюбоглу и его ученики, объединившись в Группу десяти, создали современный образ традиционной турецкой живописи, используя мотивы миниатюр, линии, мозаику, характерную для килимов и ковров. Мехмет Песен и Недим Гюнсюр писали в традиционном стиле, Орхан Пекер, Лейла Гамсыз делали упор на цвета и абстракционизм.

1980-ые и 1990-ые гг. стали важными для развития живописи. Тогда возникли такие новые направления, как фантастический реализм. Фикрет Муалла, Авни Арбаш, Комет, Бурхан Уйгур, Эргин Инан, Утку Варлык и другие художники добились международных успехов. Гекхан Анлаган, Хюсаметтин Кочан, Хакан Акчура, Мехмет Гюлерйуз, Селда Асал, Серхат Кираз и другие художники, придали своим картинам концептуальной живописью новое дыхание. Передовые и экспериментальные работы нашли поддержку на Стамбульском празднике искусств, первый из которых был организован в 1977 г. В период после 1980 г. и по настоящее время работы в указанных стилях получили значительное распространение. Среди известных художников числятся Мурат Морова, Захит Бююкишлеен.

В 2005 г. награды Общества искусства в области живописи были вручены художникам Хюсаметтину Кочану и Заферу Генчайдыну.

Работы, удостовшиеся наград и симпатий на организованном в 2005 г. 5-ым по счету Конкурсе живописи имени Щефика Бурсалы, который проводится в память Щефика Бурсалы, одного из мастеров современной живописи, были выставлены в Государственном музее живописи и скульптуры Анкары. А произведения из серии современной турецкой живописи, избранные из коллекции Министерства культуры и туризма, в числах между 31 января и 27 февраля 2005 г. были показаны в таких городах Болгарии, как София, Бургас, Добрич и Расгард.

В Турции в 2005-2006 гг. с целью увеличить интерес народа к искусству живописи был начат проект Зарисовки Турции, в рамках которого изображения 81 провинции будут отражены на холсте.

Скульптура Турции

Скульптура. Первыми скульпторами, получившими образование были Осган Эфенди, создавший впоследствии свою школу, а так же Нижат Сирель и Махир Томрук. В республиканский период искусство скульптуры развивалось в двух направлениях. Особенности того времени отражают Памятник свободы на площади Таксим в Стамбуле, который создал Каноника. Памятник в Гювен парке в Анкаре, выполненный Ханаком и Тораком, монумент Ататюрка, в районе Сарайбурну в Стамбуле, работы Криппеля, Памятник хорошего дня в районе Улус Анкары.

Работами в области монументов занимались и турецкие скульпторы. Так первый приз в конкурсе на создание Монумента Эрзурума получил Али Хади Бара, а Зюхтю Мюридоглу второй. В конкурсе на создание Монумента Манисы победил Нижат Сирель. Свой вклад в развитие монументальной скульптуры внесли Ильхан Коман, Хюсейн Гезер, Тургут Пура. Первые монументы, увековечившие те или иные общественные события Памятник Менемен и Монумент в память о землетрясении в Эрзинджане, создал Ратип Ашир Аджудоглу. Он 11 лет учился искусству скульптуры в Германии и во Франции.

В 1937 г. департамент скульптуры Государственной академии художеств, возглавил немец Рудольф Беллинг. Занимавший этот пост до 1954 г. он подготовил много учеников и, наряду с преподаванием, продолжал заниматься скульптурой. Именно Беллингу принадлежат скульптуры Исмета Иненю в парке Ташлык в Стамбуле и в саду сельскохозяйственного факультета университета Анкары.

Творившие преимущественно в стиле фигурализма, эти скульпторы также пробовали себя в абстракционизме. Этому направлению приоритет отдавали Хади Бара, Ильхан Коман, Мехмет Шади Чалык.

В 1950 гг. в департаменте скульптуры академии художеств наибольшим авторитетом пользовались Хади Бара и Зюхтю Мюридоглу. Для этого времени особенно характерно творчество в стиле абстракционизма и использование различных средств и техники скульптуры. Али Теоман Германер, Метин Дениз, Мерич Хызал, Рахми Аксунгур и другие скульпторы были среди преподавателей этой школы.

Кузгуну Аджару, завоевавшему в 1961 г. первую премию на Парижском биенале скульптуры среди молодежи, принадлежат самые оригинальные образцы, выполненные в стиле абстракционизма. Именно он выполнил рельеф Птицы в Стамбульском рынке Манифатураджилар. Мехмет Аксой, пытавшийся придать новый вид скульптурам в стиле фигурализма, Ферит Озшен, Саим Бугай, Мерич Хызал, Ремзи Саваш, Халюк Тезонар прибегавшие при создании своих произведений в стиле абстракционизма к использованию металла, камня, дерева, были по достоинству оценены на международных выставках и способствовали знакомству международного сообщества с турецким искусством скульптуры.

Работы, удостоившиеся наград и симпатий на организованном по линии Министерства культуры и туризма с целью совместного показа последних работ турецких мастеров 66-м по счету Государственном конкурсе живописи и скульптуры, 26 декабря 2005 г. были выставлены в Государственном музее живописи и скульптуры Анкары. Кроме того, в 2005 г. было создано 17 памятников, 16 из которых были посвящены различным провинциям Турции и один - Монголии, а также 5 бюстов.

Керамическое искусство. В первые годы после образования Республики для изучения керамического искусства, как и в других областях искусства, за рубеж направлялись специалисты. Одни из первых представителей керамического искусства Исмаил Хаккы Ойгар, Хаккы Изер и Ведат Ар, обучавшиеся в Париже, после возвращения на родину в отличие от традиционного - декоративно-украшающего подхода - к керамике создавали оригинальные произведения искусства. Современный подход Исмаила Хаккы Ойгара к керамическому искусству впоследствии получил развитие в творчестве его коллег.

В 1929 г, при поддержке деятелей искусства в Государственной академии изящных искусств была открыта мастерская керамики, где велось обучение этому искусству. Первая частная керамическая мастерская была основана в1950 гг. Фюрея Коралом. Фюрея Корал, Сади Дирен, Хамие Чолакоглу, Зехра Чобанлы, Жале Йылмабашар и многие другие мастера керамики, с 1949 г, создали произведения мирового уровня, Искусство фотографии. Повышение значения, придаваемого при поддержке Ататюрка, искусству и деятелям искусства, оказало воздействие и на развитие турецкой фотографии. До того времени в Турции фотографией занимались немусульманских меньшинства. Вместе с образованием республики число турецких мастеров фотографии начало расти и приобретать популярность.

Джемаль Ышыксель, Ихсан Эркылыч, Баха Геленбеви - были первыми видными фотографами республиканского периода. А начало периода приобретения турецкой фотографией индивидуальности и ориентации на внешние платформы пришлось на начало 1960 гг. Особенно избрание Ара Гюлера в Англии в 1961 г. в качестве одной из семи звезд в мире стало показателем того, что турецкое искусство фотографии начало занимать место в мире.

После 60-х гг. турецкое искусство фотографии, которое приобрело известность и развилось благодаря таким именам, как Озан Сагдыч, снимавшего различные места в Турции оригинальным способом, Зейнель Ешильай, которая создавала произведения в различных сферах искусства фото, Гюльтекин Чизген, привлекающего внимание ориентацией на социальные проблемы. Шахин Кайгун который благодаря новым подходам создал новый вид фотографии, привлекало внимание реализованными в этой области успешными шагами. Внимание к своему успешному творчеству также привлекают Атилла Торуноглу, Мустафа Капкын, и Джошкун Арал.

С основанием в 2003 г. Федерации Турции по искусству фотографии, фотоискусство сделало еще один шаг вперед на пути объединения в организации.

Фотографии различных мастеров, содержащиеся в обширном архиве фотографий Министерства культуры и туризма, с целью придать дополнительное оживление культурной жизни и жизни искусства Турции, а так же обогатить смыслом некоторые особенные дни, в 2005 г. в памятные и торжественные дни были выставлены практически во всех провинциях Турции.