Общество

Кино

КиноТурецкое кино. Снятый в 1914 г. Фуатом Узкынаем документальный фильм Разрушение русского монумента в Сан-Стефане признан в качестве первого турецкого фильма. К первым также относится картина Женитьба Химмета Аги, съемки которой были начаты в том же году и завершены в 1919-м, Наряду с документалистикой о Первой мировой войне, в то же время снимались и сюжетные ленты.

Мастер театра Мухсин Эртугрул, возглавивший в 1922 г. частную кинокомпанию, вплоть до 1950 гг. оказывал воздействие на развитие турецкого кинематографа. Он снял более 30 картин, в том числе Огненную рубашку и Просыпается нация. В этот период, который длился до 1950 г., когда в год снимали 1-2 фильма, на работу кино оказывал сильное влияние театр.

Попытки очистить язык кинематографа от влияния театра были начаты к 1950-ым гг. Лютфи Акадом. На это его вдохновили поэтический реализм французского кино и черное кино Америки, которые он пытался объединить с местными традициями. В течение этого времени, продолжавшегося до 1960 г. количество ежегодно производимых кинокартин возросло до 60. В период после 1960 г. для турецкого кинематографа характерно некоторое оживление. В центре фильмов таких режиссеров, как Метин Эрксан, Халит Рефиг, Эртем Гереч, Дуйгу Сагыроглу, Невзат Песен и Мемдух Юн были общественные проблемы. С точки зрения тем, типажей и форм подачи сюжета указанные кинематографисты сняли своеобразные и удачные фильмы.

Снятый Метином Эрксаном и рассказывающий о жизни в деревне фильм Засушливое лето, получил приз на Берлинском кинофестивале и стал первым международным успехом турецкой кинематографии. Во второй половине 60-ых гг. в Турции ежегодно снималось 150, а то и 200 картин.

Однако количество не означало качество, что в результате стало причиной для инфляции киноиндустрии. Отрасль вступила в серьезный кризис после того, как в 1968 г. началось телевизионное вещание.

После 1970 гг. такие кинематографисты нового поколения, выносившие на повестку дня проблемы социальной системы, как Йылмаз Гюней, Омер Кавур и Али Озгентюрк, внесли новое веяние в кинематограф. Их вдохновлял серьезный кинематограф Лютфи Акада. После 1980 г. турецкий кинематограф заставил говорить о себе на международной арене. В этот период на передний план вышли психологические фильмы, фильмы общественного звучания, а также затрагивающие тему прав женщин.

1990-ые гг. с точки зрения качества продукции, были самыми успешными для турецкого кинематографа. В этот период увеличилось количество университетов, дающих кинематографическое образование, появилось множество серьезных режиссеров и актеров, по линии государства принимались и претворялись в жизнь решения о поддержке искусства кино, усилилось соперничество между кинематографом и телевидением, и достигнуты успехи на международной арене, что способствовало дальнейшему развитию турецкого кино.

На 56-ом Каннском фестивале режиссер Нури Бильге Джейлан получил приз Большого Жюри за свой фильм Далеко.

На 25-ом Стамбульском фестивале кино в национальном конкурсе, приз министерства культуры, как лучшего турецкого фильма года, был присужден кинокартине Пять времен Реха Эрдема, а приз для лучшего турецкого режиссера — режиссеру картины Две молодые девушки Кутлу Атаману.

Турецкие кинотеатры и зрители

Кинотеатры и зрители Турции. Турецкое кино, начиная с 1950ых гг. стало охватывать широкие массы. В этот период оно показывало не проблемы, а красоты и фильмами салонного типа пыталось развлекать народ. Рост количества снимаемых картин, способствовал увеличению числа кинотеатров, как обычных, так и открытых.

Между тем общественные потрясения 1970-ых гг. и стремительное распространение телевидения, снизило интерес к кино. В 1980-ые гг.

Под воздействием видео-индустрии традиционные кинозрители стали предпочитать просмотр картин дома, что привело к закрытию многих кинотеатров. Тогда же турецкое кино столкнулось с серьезными финансовыми проблемами. В этот период зритель, как и в других европейских странах, был настроен на голливудские фильмы. Несмотря на то, что это положение все еще сохраняется и сегодня, фильмы, снятые после 1980-ых гг., и рассматривавшие социально-культурные проблемы, сумели дойти до широких народных масс, особенно привлекая интерес студентов университетов. В Турции по состоянию на 2005 г. имеется 1333 залов, принадлежащих 559 кинотеатрам.

Молодое турецкое кино

Молодое турецкое кино. Начиная с 1985 г. турецкий кинематограф стал рассматриваться молодым поколением, прежде всего, как эффективная область искусства. Конкурсы на лучшие сценарии, проводимые Министерством культуры и туризма и университетские состязания на лучшие короткометражные картины, способствовали привлечению в киноиндустрию Турции молодого интеллектуального поколения.

Такие фильмы, как Тайное лицо, Пиано, пиано, детка, Имдат и Зарифе, Прощай, завтра, Бандит, Третья страница Зеки Демиркубуза,Турецкая баня и Вечер в Гареме Ферзана Озпетека, Пропаганда Синана Четина, Гроздья винограда Томриса Гиритлиоглу, Майская тоска, Далеко Нури Бильге Джейлана и Путешествие к солнцу Ешим Устаоглу получили множество премий на местных и международных кинофестивалях и оказали значительное воздействие на развитие турецкой кинематографии. Молодое турецкое кино, заявившее о себе на международной арене, используя психосоциальную, культурную и историческую тематику, продвигается вперед уверенными шагами, занимаясь исследованиями вчерашнего и сегодняшнего дня.

Международные связи турецкого кино

Международные связи турецкого кино. Для завоевания новых высот национальным кинематографом подписаны соглашения о сотрудничестве в области кино со многими странами Европы. В 1995 г, было подписано соглашение с Францией о совместном производстве кино, в 1997 г. было подписано соглашение с Европа Синематографик, а в последнее время ведется подготовка к подписанию соглашения о совместных съемках фильмов с Италией. В 1993 г. министерство культуры Турции взяло на себя функции Национального Координатора одной из ведущих компаний в области съемок и звукозаписи, которая является членом Европейского Фонда Поддержки совместного производства и сбыта произведений аудио и видео продукции. Комитет координаторов ЕОВЕКА пришел к выводу, что организация выполнила свою миссию, и принял решение прекратить существование в 2003 году.

Ведется активная деятельность по показу и популяризации турецких фильмов на международных кинофестивалях, как Оскар, Берлинский, Венецианский фестивали и кинофестиваль в Каннах. Министерство Культуры поддерживает связи с созданной в 2000 году организацией, одним из учредителей которой является Турция. Организация ставит целью поощрение стран юго-восточной Европы для взаимного сотрудничества и создания совместных произведений.