Общество

Литература

ЛитератураПринятие Ислама, Турецкая и тюркская литература. Кутадгу Билиг, датированный 11-ым веком и являющийся первым произведением тюркской литературы, автором которого является Юсуф Хас Хаджиб, примечателен тем, что был написан практически на чистом тюркском языке. Труд излагает взгляды и советы автора по вопросам религии, государства, политики и образования. Еще одним важнейшим произведением тюркской литературы, написанным под влиянием исламской культуры, считается Словарь тюркских наречий Махмута Кашгарского. Оба произведения написаны на юго-западном тюркском диалекте Хакание.

Непосредственное воздействие на развитие турецкой литературы, начиная с 11-го века, оказали процессы в юго-западном диалекте тюркских языков, на котором говорили огузско-туркменские племена. Племена, расселившиеся в Иране и Азербайджане стали говорить на азербайджанском диалекте тюркского языка, а в Анатолии - на турецком.

Литература Дивана. Она возникла в Османский период как продукт адаптации арабской и иранской культур. Литературу Дивана, которая, в основном, была чуждой народу, еще называют дворцовой литературой. Ее произведения писались на языке, являвшим собой смесь турецкого, арабского и персидского, который впоследствии назвали османским.

Первыми поэтами диванной поэзии в 14-ом веке были Деххани, Кады Бурханеддин, Несими и Ахмеди, В 15-ом веке она подверглась воздействию персидской поэзии. Среди поэтов литературы Дивана, не имевшей религиозной окраски, были Шейхи, Ахмет Паша и Неджати. Сулейман Челеби, автор поэмы о рождении Мухаммеда, самого оригинального произведения на религиозную тематику, был также одним из знаменитых поэтов своего времени.

В 16-ом веке многие жившие в Центральной Анатолии, на Балканах и на Ближнем Востоке деятели искусства стали концентрироваться в Стамбуле. Хотя этот процесс и способствовал появлению великих и видных литераторов, он превратил турецкий язык в результате наплыва иностранных заимствований в труднопонимаемый османский. Видные поэты турецкой диванной литературы того периода - это Фузули, оказавший значительное воздействие на ее развитие. Баки, известный использованием в своих стихах легкого и мелодичного языка, а также Зати, Неви и Багдатлы Рухи.

Для диванной поэзии 18-го века, ассоциируемой с Недимом, характерно ее постепенное превращение из элитной дворцовой в народную, использовавшую в определенной степени понятный широким массам язык и местную тематику. Благодаря Недиму, такое понятие, как помпезный стих уступило место тонкому и сентиментальному стиху.

Путь, проложенный Недимом благодаря его восприятию окружающего мира и манере стихов, в конце века продолжил Шейх Галип. Для прозы литературы Дивана, адресованной простому народу, был характерен понятный язык. Язык интеллектуалов был возвышенным и тяжелым. Со временем произошло смешение двух языков и этот симбиоз, хотя и отличался от разговорного языка, не был трудным и изобиловавшим художественными элементами. Среди видных прозаиков той эпохи Ашык Пашазаде, Эвлия Челеби, Кочибей, Мерджимек Ахмет. Путевые заметки Эвлии Челеби, повествующие доступным языком о его путешествиях, на протяжении более 50 лет, и о разных областях жизни общества в 17-ом веке, являются важным источником знаний в географии, истории, этнографии, языкознании и общественных науках.

Турецкая народная литература

Народная литература Турции. Народные песни мани, тюркю, дастаны, сказки, в том числе Меддах, основанные на мимике рассказчиков, и теневой театр Карагез представляют собой значительную часть жанров народной литературы.

Одним из важнейших творений турецкой народной литературы считаются рассказы Деде Коркута.

Они основаны на передававшихся из уст в уста в 14-ом веке народных сказаниях. Произведения Деде Коркута, хранящиеся в королевской библиотеке Дрездена, издавались дважды. Второй экземпляр книги, был в последние годы обнаружен в библиотеке Ватикана, и переведен на многие языки.

Произведения Деде Коркута, которые состоят из 12 рассказов, навеяны ранним исламским периодом.

Основателем мистической народной литературы, навеянной религиозными мотивами, является живший в 12-ом веке Ахмет Яссау. Однако ее основателем все же принято считать известного народного поэта Юнуса Эмре, который жил в конце 13-го века, Его реакция на несправедливость, терпимость в вопросах религии, искренность, простой и доступный язык повествования, оказали большое воздействие на общество, и снискали поэту славу. Юнуса Эмре, благодаря его мастерскому использованию турецкого языка, называют самым великим мастером турецкого языка Анатолии.

В том же веке также получил развитие народный юмор, основанный на надежде и оптимизме. Самым выдающимся юмористом всех времен принято считать жившего по преданиям, в 13-ом веке Ходжу Насреддина.

Религиозное мировоззрение шиитов-батенитов, получившее распространение во второй половине 16-го века, оказало влияние на развитие литературы. Возникшая, на ее основе, литература алавитов-бекташи несла в себе мистические элементы и развивалась по отличному от народной поэзии пути.

Одним из видных ее представителей принято считать Пира Султана Абдала, поэзия которого была посвящена таким проблемам, как любовь к человеку, братство, равенство, мир и союз Бога и человека.

Еще одним направлением народной литературы, не делавшей упор на религию, является любовная литература, которая начала развиваться в начале 16-го века. Объединяющая в себе слова и музыку, она дала миру таких мастеров дастана, как Кероглу и Караджаоглана. Кероглу, ставший символом смелой борьбы с общественными пороками, воспевал в своих стихах героизм, смелость, любовь к природе и любовь вообще. Караджаоглан, приверженный традициям народной литературы, упор в своих стихах делал на любовь. Среди других известных поэтов любовной литературы Гевхери, Эрзурумлу Эмрах, Сюммани, Сейрани и Дадалоглу. Народная литература сохранила многовековые традиции, но обогащается и новыми темами и актуальными проблемами. Среди народных поэтов последнего периода можно назвать Дурсуна Джевлани, Давута Сулари, Ашик Мюдами, Даими, Махсуни Шерифа, Мурата Чобаноглу, Мюхсина Акарсу и Мусу Эроглу.

Ориентация Турецкой литературы на Запад. Диванная поэзия в 19-ом веке уступила место литературе времен Танзимата Развиваясь под воздействием западной литературы, она адаптировала к местным реалиям такие виды литературного творчества, как роман, театр, рассказ, статья, воспоминания, исследование, критика. Тогда же были заложены основы журналистики, социальной и общественной литературы и начаты их интеграционные процессы. Именно в это время Шинаси написал первую в западном понимании турецкую театральную постановку Женитьба поэта. Свой вклад в развитие новой литературы внесли Намык Кемаль, Зия Паша, Шемсеттин Сами, Реджаизаде Махмут Экрем и другие писатели. Деятели искусства, объединившиеся в 1891 г. вокруг журнала Сервет-и Фюнун, дали старт новому литературному течению, названному новая литература, в центре внимания которого было искусство. Самые большие перемены, которые произошли в литературе в тот период, связаны с рассказами и романами. Важнейшими творениями того времени считаются романы Голубой и черный и Запретная любовь первого и истинного мастера турецкой романистики Халита Зия Ушаклыгиля и книга Сентябрь основателя турецкого психологического романа Мехмета Рауфа.

Движение национальной турецкой литературы. Движение, начало которому в 1911 г. изданием журнала Молодые перья положили Али Джанип Йонтем, Омер Сейфеттин и Зия Гекальп, вскоре было положительно воспринято авторами, представлявшими другие направления литературы. В центре произведений национальной литературы, написанных на простом и чистом турецком языке, были проблемы Турции и национальные ценности. Самые прекрасные образцы творчества этого движения в рассказах и романах создали Якуп Кадри Караосманоглу, Решат Нури Гюнтекин и Рефик мехметакифэреой Халит Карай. Для поэтов этого времени, объединенных идеей национальной литературы, были характерны оригинальное мировосприятие и подход к поэзии. К примеру, автор Национального гимна Турции Мехмет Акиф Эрсой, для которого было свойственно использование вместо слогового размера хедже, считавшегося наиболее типичным для поэзии движения национальной литературы, систему стихосложения, характерную для диванной поэзии, стал писать в реалистичной манере и затрагивать в своем творчестве социальные проблемы.

Турецкая литература. Республиканский период

Республиканский период турецкой литературы. Первые плоды социально-реалистичной литературы принесли 1930 гг. Суровый реализм, национальные мотивы и психологический анализ временами характерны для таких писателей, как Ака Гюндюз, Махмут Йесари, Осман Джемаль Кайгылы.

Роман Житель района Аяш и квартиранты, написанный в 1934 г. Мемдухом Шевкетом Эсендалом, рассказывает о первых годах Анкары в Республиканский период, Фехим бей и мы Абдульхака Шинаси Хисара ярко и подробно повествует о жизни в дворцах и на набережных виллах в Стамбуле, на закате Османской империи.

Форму надо приводить в соответствие с содержанием. Зия Осман Саба, Ахмет Хамди Танпынар, и Кемалеттин Каму были привержены стилю хедже, однако упор в своих стихах делали на лирике. Во второй половине 1930 гг. такие поэты, как Джахит Сыткы Таранджи, Ильхан Берк пытались развить независимое направление поэзии, Неджип Фазыл Кысакюрек объединил яркие и различные сюрреалистичные элементы стихосложения, неджоп фазан кысакюрек Стихи Фарука Нафиза Чамлыбеля воспевали жизнь Анатолии во всем ее многообразии.

В 1940 гг. Саит Фаик Абасыянык делал упор в творчестве на проблемы личности, а не общества, и основал новое направление прозы, сфокусированной на мире чувств маленького человека, Сабахаттин Али в романах Дьявол внутри нас писал о психологическом воздействии культурных перемен на различные слои общества. Другие писатели эпохи, в частности, Тарык Бугра, и Самим Коджагез также писали в стиле реализма. Свой отпечаток на поэзию, причем не только традиционную, но и Назыма Хикмета Ран, наложило так называемое течение Гарип. Оно было названо по сборнику неритмичных белых стихов Октая Рыфата и Мелиха Джевдета Андая, основанных на темах из повседневной жизни и разговорном языке, и быстро получило распространение среди молодежи.

Такие известные поэты этого времени, как Неджати Джумалы, и Бехчет Неджатигиль также подверглись влиянию новой поэтической волны. Во второй половине 1940 гг. Джахит Кюлеби, Неджати Джумалы и Бедри Рахми Эюбоглу заложили основы поэзии с упором на стилистическое выражение чувств и особенности речи.

Начиная с 1950-ых гг., упор в творчестве писателей был сделан на проблемы сельской местности.

Благодаря книгам Наша деревня Махмута Макала и Месть змей Факира Байкурта, в которых они на основе собственных наблюдений описывают жизнь людей сельской местности, в развитии турецкой литературы наступил настоящий прорыв. Одним из писателей, который в 1950 гг. придал литературе о сельской жизни новое измерение, был Яшар Кемаль. В 1955 г. был издан первый том романа Кемаля Тощий Мемед, представляющий собой эпическое повествование о жизни долины Чукурова и трудностях, с которыми сталкиваются местные жители. Книга примечательна и тем, что, по сути, стала основой стиля, который в своем творчестве, впоследствии избрал писатель. Кемаля Тахира, заявившего о себе в литературном мире в 1955 г. книгой рассказов Люди с озера, занимает сельская жизнь и проблемы, с которыми сталкиваются местные жители. К избравшим это литературное направление, в частности, относятся Демир Озлю, Ферит Эдгю, Юсуф Атылган и Незихе Мерич. Азиз Несин, критиковавший повседневные негативные проблемы общества иронией и сатирой, начал свой творческий путь в 1955 г. Он написал произведения практически во всех жанрах литературы.

Писатель, дважды, в 1946 и 1957 гг. награждавшийся в Италии премией Золотая пальма за свои юмористические произведения, впоследствии обрел международную известность и его книги были переведены на многие языки. В жанре юмора и сатиры прославились также Музаффер Изгю, и автор популярных в Турции комедий.

В поэзии, место понятного всем разговорного языка, заняла система стихосложения, основанная на использовании авторами специальных методов выражения, ассоциирующихся с собственным порядком символов поэта. Представители указанного направления поэзии это - Ариф Нихат Асья, Джемаль Сюрея, Эдип Джансевер, Тургут Уяр. Для их творчества, в последующие годы, были характерны новые поэтические тенденции.

В период после 1960 гг. социальные темы стали наиболее приоритетными, а новые формы и виды, к которым прибегали писатели, способствовали обогащению турецкого языка. Для первых произведений таких молодых поэтов, начавших творчество в начале 1960 гг., как Явуз Бюлент Бакилер, Осман Атилла, было характерно влияние Второй Новой волны в поэзии и поиск новых форм стихосложения.

Впоследствии они стали писать, придерживаясь основных тенденций в поэзии. Споры о городской и сельской жизни в коротких рассказах и романах распространились и охватили также взгляды на социальную структуру. В 1960 гг. продолжили творчество в свойственном им стиле Орхан Кемаль, Кемаль Тахир. А Самим Коджагез, Тарык Бугра, Хасан Иззеттин Динамо и Ильхан Сельчук, основное внимание в своих произведениях уделяли новейшей истории.

В 1970 гг. стремление к непосредственной передаче мыслей и чувств увеличило во всех жанрах литературы тенденцию отражать актуальные темы. О различных аспектах социальной трансформации в своих психоаналитических произведениях в этот период писали Четин Алтан, Пынар Кюр, Севги Сойсал, Тезер Озлю. Начавшаяся, в 1980 гг. деполитизация общества, открыла путь для проявления со стороны интеллигенции большего интереса к культуре и искусству.

В те же годы, произведения Мустафы Неджати Сепетчиоглу на тематику истории Турции обрели огромное количество читателей среди молодого поколения, В одном многотомном романе он описал турецкую историю, начиная с победы при Манцикерте (1071) до периода упадка Османской Империи.

В других романах раскрывалась тема социальных изменений в современной Турции и их последствия.

Театральная постановка Сепетчиоглу Бююк Отмарлар удостоилась высшей награды на Театральном Фестивале Европейских Университетов. Постановкой Чардаклы Бакыджи Сепетчиоглу получил награду Министерства национального образования, книгами Рассвет ночью и Свет свечей в темноте награду культуры Общества турецкой национальной культуры. Благодаря произведению он был признан Союзом писателей Турции лучшим писателем романистом года.

Яшар Кемаль, произведения, которого переведены на многие языки, развивал направление, избранное им в 1955 г. В 1997 г. на 49-ой международной книжной ярмарке во Франкфурте он был удостоен Премии мира Немецкого союза издателей. А произведения Недима Гюрселя, руководителя исследований по турецкой литературе при Француз-ском национальном центре научных исследований, были переведены на 12 языков мира и награждены многими премиями в Турции и за рубежом. Орхан Памук, книги которого были переведены на 20 языков, получил премию 1МРАС 2003 Дублин, крупнейшей в мире премии в денежном выражении в области литературы за роман в размере 75. тыс. евро. Инджи Арал, автор множества рассказов и романов, получила награду им.

Невзата Устюна за книгу вышедшей в свет в 1983 году, а позднее в 1989 году переведенной на французский и опубликованной во Франции.

Среди других известных турецких поэтов и писателей можно назвать таких, как Муратхан Мунган, Перихан Магден, Букет Узунер, Кюршат Башар и Пынар Кюр.

Государство, по мере возможностей поощряет деятелей литературы, и проводит работы с тем, чтобы известные литераторы и их произведения остались бессмертными. В рамках этого Министерство культуры и туризма в связи со 100-летием рождения известного поэта Арифа Нихата Асья, оказало поддержку в праздновании этого события по всей Турции, организованном Профессиональным союзом авторов научных и литературных произведений. Указанное министерство объявило период с мая 2004 г. по май 2005 г. Годом Неджипа Фазыла. По поводу столетия рождения мастера турецкой поэзии Неджипа Фазыла Кысакюрека. Министерство организовало ряд мероприятий на национальном и международном уровне, с целью ближе ознакомиться с Кысакюреком, который оставил отпечаток в истории турецкой культуры благодаря своим идеям, стихотворениям, литературным и философским произведениям.