Общество

Музыка

МузыкаТурецкая музыка со времен сельджуков развивалась в различных жанрах. Это и классическая музыка, характерная для интеллигенции в городах, и турецкая народная музыка, развивавшаяся на протяжении веков как музыка жителей Анатолии, религиозная музыка и музыка янычаров. Полифония, составляющая основу современной западной музыки, в Турции получила распространение только после образования Республики. В последние годы отмечены значительные успехи в развитии поп-музыки, рока и джаза, ставшие в Турции очень популярными.

Помимо того, что каждый год в Турции проводится множество музыкальных фестивалей и мероприятий, в 2005 г. хоры, находящиеся в ведомстве учреждений искусства при Министерстве культуры и туризма, дали 800 концертов в 81 провинции.

Полифоническая турецкая музыка

Полифоническая турецкая музыка. Под руководством Ататюрка в работах по развитию музыки за основу были взяты современные музыкальные мотивы и турецкая народная музыка, и начато движение сближения с западной музыкой на основе международной музыкальной техники и других средств. Основные организации в этой сфере начали создавать обучавшиеся за рубежом студенты и приглашенные из-за рубежа такие эксперты, как Джозеф Маркс, Пауль Хиндермит, Карл Эберт.

С созданием в 1936 г. Анкарской государственной консерватории был сделан упор на развитие народной музыки в стиле западной полифонической. Такие музыканты, как Джемаль Решит Рей, Ахмед Аднан Сайгун, Неджиль Кязым Аксес, составившие первое поколение музыкантов Республиканского периода, несмотря на то, что прошли подготовку в различных консерваториях Запада и находились под влиянием различных музыкальных течений, работали над развитием в Турции полифонической музыки и созданием национальной музыкальной школы. Первое поколение композиторов, последовало по пути учителей, а последующие поколения, с одной стороны создали направление турецкой музыки, основанной на народной, и с другой, на западной. Хотя их стиль и восприятие значительно расходились, общая особенность музыкантов первого поколения заключалась в том, что они использовали народную музыку, местные мотивы и фольклорные напевы.

Аднан Сайгун, проводивший исследования турецкого фольклора, свои выводы и впечатления превратил в национальную идеологию, с которой знакомит международную общественность путем проведения за рубежом конференций и концертов.

Прозвучавшая в Париже и Нью-Йорке Оратория Юнуса Эмре Ахмеда Аднана Сайгуна, произведения которого исполнялись во многих странах, получила всемирную известность.

Значительная роль в распространении в Турции полифонической музыки пришлась на старейший в Турции Президентский симфонический оркестр. Этот коллектив, давший несчетное количество концертов в Турции и ставший лидером процесса распространения и привития любви к полифонической музыке, также давал концерты в Германии, США, Франции, Испании, Италии, Южной Корее и во многих других странах и обеспечил турецкой музыке мировое признание. Сегодня концертные турне по Турции и зарубежным странам, совершают государственные симфонические оркестры Стамбула, Измира, Анталии, Бурсы и Чукурова. Одна из ведущих швейцарских фирм в области звукозаписи в 2005 г. вручила первую премию золотого диска известной флейтистке Шефике Кутлуэр.

Кроме государственных оркестров существует множество известных частных оркестров, например, такие как Билькентский симфонический оркестр, Стамбульский филармонический оркестр Борусан и Камерный оркестр Акбанка.

В Турции были взращены Хикмет Шимшек, Гюрер Айкал и Бетин Гюнеш, которые дирижировали иностранными оркестрами, исполняющими полифоническую музыку и записали в Турции и за рубежом пластинки. Благодаря принятию специального закона, направленного на поддержку талантливых детей, их направляли на учебу за рубеж, что позволило подготовить всемирно известных музыкантов.

Турецкая классическая музыка

Турецкая классическая музыка. Присущая исключительно Турции эта музыка получила развитие в 15-м веке в период Османов и до 19-го века постоянно развивалась. Между тем, образцы музыкальных нот встречаются лишь с 17-го века. Свойственная только турецкой классической музыке направление кома основано на музыкальной гамме с интервалами и макамами.

В 1943 г. под председательством Хюсейна Садеттина Ареля, который считал, что в рамках классической турецкой музыки можно создать оригинальное направление полифонии и способствовать этому может использование в оркестрах традиционных инструментов, при Стамбульской муниципальной консерватории было открыто отделение турецкой классической музыки.

Вслед за этим в 1950-х гг. Месут Джемиль Тель, работавший на радио Анкары и Стамбула, создал Классический хор. Такие музыкальные организации, как Музыкальное общество Стамбульского района Ускюдар и Восточное музыкальное общество, стали проводить концерты, что позволило турецкой классической музыке вступить в новый период оживления. Месут Джемиль Тель, первым профессионально применил в турецкой классической музыке хор, создав свой Классический хор придал дегенерировавшему к тому времени музыкальному направлению современное,серьезное содержание. Открытие в 1976 г, в Стамбуле первой консерватории турецкой классической музыки и создание Невзатом Атлыгом первого Государственного хора турецкой национальной музыки положили начало золотым годам в процессе оформления турецкой классической музыки. В этот период в Анкаре, Измире, Бурсе, Самсуне, Диярбакыре, Элязыге были созданы государственные хоры турецкой классической музыки, в Стамбуле ансамбль турецкой исторической музыки, Конье ансамбль турецкой мистической софистской музыки, Эдирне и Стамбуле - ансамбли турецкой классической музыки. Все они подведомственны министерству культуры. В 1984 г. в Измире, а в 1988 г. в Газиантепе, в 1994 г. в Конье, в 2001 г. в были открыты государственные консерватории турецкой классической музыки. Государственные хоры периодически проводя концерты, выступая на радио и телевидении, а также благодаря турне по Турции и зарубежными гастролями, сегодня играют важную роль в развитии и распространении турецкой классической музыки.

Наряду с такими композиторами, как Саадеттин Кайнак, Шериф Ичли можно назвать такие имена, как Сафие Айла, Хамиет Юджесес, исполнявших свои произведения в более популярном стиле, и ставших известными исполнителями турецкой музыки республиканского периода. Из современных вокальных исполнителей классической турецкой музыки можно назвать Мюнира Нуреттина Сельчука, а также инструменталистов Ниязи Сайина, Недждета Яшара, Эрола Дерана, Джинучена Танрыкорура и Ихсана Озгена. Кроме того, вручаемой, Министерством культуры и туризма Большой премии культуры и искусства за 2005 г. был удостоен проф. д-р. Невзат Атлыг.

Турецкая народная музыка. Характерной особенностью народной музыки является то, что автор ее неизвестен. Мелодии, будучи народными, продолжают традицию передачи народного творчества из поколения в поколение. Официальная музыкальная политика, одобренная с провозглашением Республики, приняла народные напевы, в качестве главного источника современной турецкой музыки. С этой целью по Турции были организованы исследовательские поездки, сделан упор на поиск нот и их архивизацию. Созданная в 1936 г, Анкарская государственная консерватория, полностью взяла на себя работы, связанные с народной музыкой и до 1952 г. создала архив нот, насчитывающий 10000 мелодий.

Государственное радио, начавшее вещание в 1937 г., также сыграло важную роль в придании второго дыхания народной музыке. Повышенной популярностью пользовались музыкальные передачи на радио таких музыкантов, как Сади Явер Атаман, Тамбураджи Осман Пехливан, Сервет Джошкунсес, творивший вне радио, начиная с 1960 гг. возглавил процесс нового толкования народной музыки. В период после 1975 г. позитивный вклад в процесс модернизации народной музыки благодаря использованию таких музыкальных инструментов, как баглама и саз внесли Зюлфю Ливанели и Ариф Саг. Так в последние годы турецкая народная музыка стала одной из самых популярных в Турции.

Значительную роль в ее распространении и популяризации сыграли радио и телевидение, а также государственные хоры турецкой народной музыки Министерства культуры и туризма. В 1986 г. были созданы Государственные хоры турецкой народной музыки вначале в Анкаре, а затем в Сивасе и Шанлыурфе, которые продемонстрировали свой успех как в исполнении традиционной народной музыки, авторы которой неизвестны, так и в исполнении произведений моно и полифонии.

Среди видных музыкантов турецкой народной музыки, известных своими композициями, сборниками и исполнениями, можно назвать таких, как Нериман Алтындаг, Мусса Эроглу, Нэшет Эрташ, Белькыс Аккале, Мухлис Акарсу и Махсуни Шериф.

Семейство музыкальных инструментов баглама, и, прежде всего, сазы, кавал, тар, кеманча, чифте, мей, зурна, давул, волынка, являются главными инструментами для исполнения народной музыки.

Поп, рок и джаз Турции

Поп, рок и джаз. За развитием таких направлений музыки, распространившихся по свету с 1960 гг., как рок-н ролл и бит, внимательно следили молодежные музыкальные коллективы в Турции. Вначале западные песни исполнялись в аранжировке на местном языке.

Затем возникла турецкая эстрадная музыка, представлявшая собой смесь западной популярной и турецкой народной. Самыми популярными стали произведения, в основе которых были артистичность исполнения, творческий подход и музыкальность. Параллельно с этим, в последние годы в Турции возник крупный музыкальный рынок, отмечен рост продажи кассет и компакт дисков с местными исполнителями. Кассеты с турецкой поп и рок музыкой сегодня бьют рекорды по популярности, особенно среди молодежи.

Ежегодно в Турции реализуется более 100 млн. кассет и компактдисков. Известными певцами в жанре поп музыки являются Таркан, Барыш Манчо, Сезен Аксу, МФО, Шебнем Ферах и Теоман.

Известны такие джазовые музыканты, как Керем Герсев, Ильхан Эршахин, Гюрол Агырбаш и Окай Темиз.

24 мая 2003 г. в столице Латвии - Риге на 48-ом конкурсе песни Евровидения Сертаб Эренер, принявшая в нем участие с песней на английском языке, набрала 167 очков, и впервые обеспечив первое место Турции, добилась важного успеха на международной арене.

Опера и балет

С провозглашением Республики в Турции получила распространение полифоническая музыка. Опера была признана в качестве высшей формы музыкального искусства, и были ускорены работы по созданию турецкой оперы. В 1930-х гг. в Стамбуле было учреждено Оперное общество, а в 1934 г, Высшая оперная труппа поставила там Травиату Джузеппе Верди. Тогда же в присутствии Ататюрка и иранского шаха Рыза Пехлеви, была показана опера, поставленная Ахмедом Аднаном Сайгуном. Это событие стало поворотным в истории турецкой оперы. В 1936 г., когда была открыта Анкарская государственная консерватория, и для студентов ее последнего курса, создана сцена для практики, работы по созданию турецкого оперного искусства получили организованный характер.

Значительный вклад в этот процесс, внесли приглашенные из Германии, известный композитор Пауль Хиндермит и оперный постановщик Карл Эберт. Первые студенты, начавшие в это время обучение оперному искусству, в 1940 г. на сцене Народного дома в Анкаре дали свое первое представление.

Это первое представление состояло из музыкальных произведений Бастьен и Бастьена Моцарта и второго акта Мадам Баттерфляй Пуччини на турецком языке. В 1941 г. были поставлены второй акт Тоски Пуччини, Мадам Баттерфляй полностью и Фидельо Бетховена.

Первая государственная академическая балетная школа была открыта в Стамбуле в 1948 г, В 1950 г. она была переведена в Анкару и присоединена к Государственной консерватории. Для оказания помощи в подготовке национальной балетной школы, в 1947 г. в Турцию была приглашена основатель Английского королевского балета, Дам Нинетт де Валуа. Которая внесла значительный вклад в развитие турецкого балета. Первое представление балетного отдела Анкарской государственной консерватории имело место в 1950 г. и состояло из балетов Пасторальная сюита и Кельоглан. Музыку к ним написал Ульви Джемаль Эркин, а хореография принадлежала Джою Ньютону.

Затем были поставлены одноактовый балет ставший первым в своем роде, Копеллия полностью, а также первый оригинальный турецкий балет Чешмебаши, в котором его постановщик объединил турецкий фольклор и технику балета. Музыку к нему написал Ферит Тюзюн, а поставила оперу Валуа.

Государственный театр оперы и балета, действовавший на основе Закона от 16 июня 1949 г. о создании государственных театров, в 1968 г. после подписания соответствующего протокола с Департаментом культуры, фактически стал самостоятельным. Начиная с 1970 г., он начал функционировать как отдельная государственная организация.

Главное управление оперы и балета ставит целью распространение оперы и балета по всей Турции.

Находящееся в Анкаре и имеющее филиалы в Стамбуле, Измире, Мерсине, а также созданное в 1999 г. Управление осуществляет свою деятельность посредством своих провинциальных представительств.
Кроме того, в Турции, в рамках Главного управления оперы и балета, наряду с отметившим свое 13-летие ансамблем современного танца, функционирует ряд новых музыкальных коллективов, которые стремятся развивать глобальный аспект сценического искусства во всех направлениях.

Организации Оперы и Балета для воспитания будущих деятелей искусства и зрителей продолжают работу с детскими хорами и детскими балетными труппами, Благодаря инициативе и работе Государственного управления оперы и балета, в исторической крепости Бодрума с 11 по 31 августа 2006 г. был организован 4-й международный бодрумский фестиваль балета.

Одним из важнейших мероприятий искусства, ежегодно проводимых с 1998 г. Государственным управлением оперы и балета, является Фестиваль оперы и балета в Аспендосе. В этом мероприятии, имеющем международный статус, участвуют многие иностранные коллективы, 13-й по счету фестиваль, ежегодно собирающий около 80000 зрителей, в 2006 г. проходил с 10 июня по 22 июля.