Общество

Средства массовой информации

Средства массовой информации и общественное мнение в Турции. Турции право личности на получение информации гарантировано Конституцией. Ее соответствующие статьи предусматривают свободу переписки и ее тайну. К конституционным правам граждан также относятся их права на оглашение или распространение своих взглядов, свободное изучение науки и искусства, а также их распространение в обществе. 28-ая статья Конституции гласит, что в Турции пресса является свободной и не подвергается цензуре. 29-ая статья Конституции посвящена правам периодических и временных изданий, 30-ая - защите издательских средств, и 32-ая - правам на ответ и исправление неточностей.

Главное управление печати и информации. Основанное 7 июня 1920 г. законом за номером 6 Главное управление печати формации является одним из первых государственных учреждений, созданных по приказу великого Ататюрка.

Главное управление выполняло свои функции под различными названиями, и при разных министерствах, а 18 июня 1984 г. Постановлением №231, имеющим силу закона, оно было реорганизовано в нынешнюю структуру.

Основные функции Главного Управления:

  • оказание содействия разработке государственной информационной политики и применяемых в этом направлении правительством стратегий;
  • своевременное обеспечение общественности и соответственных учреждений достоверной информацией и обеспечение потока просветительской и ознакомительной информации, необходимой для данных действий;
  • осуществление необходимой деятельности по налаживанию отношений с прессой и ее укреплению;
  • осуществление ориентации деятельности по созданию привлекательного образа Турции и ознакомлению с ним других стран. И сотрудничество, с этой целью, с государственными учреждениями, структурами частного сектора, профессиональными организациями, а также с обществами и фондами;
  • участие в просветительских мероприятиях в зарубежных странах, осуществляемых в интересах Турции.

Главное управление печати и информации сформировано из следующих органов: центра, провинции и представительств, находящихся за рубежом.

Информационные услуги

Своевременно и достоверно извещать наиболее высокопоставленные государственные учреждения о событиях национального и международного уровня, напрямую или косвенно связанных с Турцией.

Являющееся важным источником открытой государственной информации Главное управление в указанных целях в день получает около 5000 новостей. Для сбора данного материала каждый день фиксируется и прослушивается около 41 передачи 15 иностранных радиостанций, вещающих на турецком и других языках. А также отслеживаются новости, получаемые посредством 5 местных и 18 иностранных информационных агентств, посольств и сети интернет.

Главное управление, работающее без перерыва 15 часов в сутки 365 дней в году, после рассмотрения и перевода полученных новостей, путем системы закрытого типа и каналов данных, отправляет подготовленные результаты в аппарат Президента, ВНСТ, кабинет министров, Генеральный штаб и другие вышестоящие государственные органы. В среднем в год отправляется 23000 новостей, составляются ежедневные, еженедельные, ежемесячные и ежегодные обзорные бюллетени и специальные бюллетени.

Местные издания

Такие издания, как газета Голос Анатолии, бюллетени новостей для Анатолии, Периодические издания в Турции и издающаяся с 1923 г. книга История месяца, являются периодическими изданиями, которые, особенно для историков и исследователей, носят характер справочных источников.

Среди примеров непериодических изданий могут быть названы такие, как Свобода мысли в Европе, Печать, вещание и представление в Турции, Этика СМИ, Местные образовательные семинары СМИ, История турецкой демократии в фотографиях.

Пресс-карточки, оформление и раздача которых проводится с 1-го января 1943 г., выдаются Комиссией по выдаче пресс-карточек, сформированной при совместном участии представителей различных профессиональных органов массовой информации, в том числе и сотрудников Генерального управления.

В рамках выполненного с Главным управлением полиции протокола, владельцам пресс-карточек оформляются также дорожные пресс- карточки для пользования в течение срока исполнения своих обязанностей.

С целью повышения уровня профессиональных знаний и уровня социальной интеграции местных представителей СМИ различных провинций Турции, проводятся местные образовательные семинары
СМИ.

Главное управление располагает обширным архивом фотографий. Для того, чтобы общественность могла им пользоваться, в скором времени к нему будет обеспечен доступ в компьютерной среде. Кроме того, в различных провинциях Турции проводятся выставки фотографий, избранных из данного архива.

Услуги, оказываемые иностранным СМИ. В задачи Главного управления входят также регулирование отношений с постоянно или временно находящимися в Турции представителями иностранных СМИ, и координирование предоставляемых им услуг и помощи.

Главное управление, с целью облегчить работу представителей СМИ во время международных заседаний, и церемоний, связанных с годовщиной сражений при Чанаккале, путем создания пресс-центров оказывает представителям прессы поддержку в таких вопросах, как аккредитация, оформление бюллетеней, получение изображений, съемка фотографий, заявки на репортажи.

Подобного рода услуги оказываются и представителям прессы, прибывающим с целью наблюдать за всеобщими выборами народных депутатов и местными выборами.

Кроме того, Главное управление печати и информации выдает аккредитацию турецким журналистам, отправляющимся за рубеж для наблюдения за важными процессами и событиями.

Совещание по вопросам коммуникации. Второе совещание по вопросам коммуникации, после первого совещания, созванного под названием Конгресс по вопросам прессы в 1935 г. по директиве Ататюрка, состоялось в 1975 г. под названием Совещание по вопросам прессы и третье - 20-21 февраля 2003 г. в Анкаре. В 3-ем совещании по вопросам коммуникации, организованном при содействии ТРТ, Главного Управления печати и информации, при координации Высшего Совета телерадиовещания, которые являются учреждениями заинтересованными и подведомственными.

Государственному министру Беширу Аталаю, приняли участие, вместе с президентом республики, председателем парламента и премьер-министром, некоторые министры, руководящие фигуры и специалисты Высшего Совета телерадиовещания, Главного управления печати и информации, Главного Управления Анатолийского Агентства, Главного управления ТРТ, представители неправительственных организаций, а также преподавательский состав факультетов коммуникаций и представители этой профессии. На совещании, которое прошло при широком круге участников, 4 главными комиссиями были подготовлены доклады по вопросам Печати, Радио и телевидения, Государственного вещания и ТРТ и Интернет, и были предоставлены для обсуждения на совещании, продолжавшемся два дня.

Государственный министр проф. д-р Бешир Аталай резюмировал цель Совещания по вопросам коммуникации: Была поставлена цель открытия на демократической и научной платформе дискуссии, на такие основные темы коммуникации, как пресса и радио, телевещание и интернет, а также, учитывая процесс ЕС, обмена разными мнениями и их оценки. Результаты, полученные в ходе собрания, послужили путеводителем для вступившего в силу 26 июня 2004 г. Закона о прессе, поправок к Закону о Высшем Совете по радио и телевещанию и других нормативных актов, связанных с сектором.

Развитие средств массовой информации

Развитие средств массовой информации. Первая официальная турецкая газета Таквим-и Векаи вышла 11 ноября 1831 г. Вслед за этим изданием, которое продолжает выходить поныне под названием Ресми газете стала издаваться газета Джериде-и Хавадис, которая привлекла внимание своими частными рекламными объявлениями. Начало турецкой журналистики, зеркально отражавшей жизнь общества, было положено в 1860 г. В 1867-1878 гг. только в Стамбуле число выходивших постоянных изданий достигло 113. В дореспубликанский период в Турции издавались такие газеты, как Басирет, Икдам, Сабах, Газета Ираде-и Миллие, в которой ведущую роль сыграл Ататюрк, а также Хакимиет-и Миллие, выходившая в Республиканский период под названием Улус были эффективными органами печати в годы Национально-освободительной войны. А начало радиовещанию было положено в 1927 г. Оно обрело свою силу и значение с созданием Телерадиокорпорации Турции . В настоящее время число радиостанций, вещающих в местном и национальном масштабах, превышает 1090.

Телевизионное вещание в Турции было начато в 1952 г. Ныне в Турции, учитывая общенациональные, региональные и местные каналы, действует более 260 телекомпаний.

Разнообразие средств массовой информации

Разнообразие средств массовой информации. Несмотря на то, что в Турции к ежедневным печатным изданиям не проявляется большой интерес, их средний тираж достигает уровня, который нельзя недооценивать. Согласно результатам, проведенных исследований, по состоянию на 1999 г. процент граждан, имеющий дома телевизор, достиг 95%. Среднее время просмотра в день телевизора составляет 4.5 часа. Наряду с этим, в крупных городах, стремительно распространяется сеть спутникового и кабельного телевидения. Среднее время прослушивания в день радио составляет около 3 часов. Результаты проведенных исследований показывают, что 73% населения, большинство, которого составляет возрастная группа 15-24 лет, слушает радио.

Информационные агентства. Во время Национально-освободительной войны, наряду с вниманием, которое уделялось местной прессе, при поддержке Ататюрка, стремившегося наладить информационный обмен в международном масштабе, 6 апреля 1920 г. было создано Анатолийское агентство, которое пользуется бюджетными возможностями государства. Агентство, штаб-квартира которого расположена в Анкаре, на сегодняшний день имеет бюро во всех провинциях и уездах Турции, в важных зарубежных центрах, в том числе в Центральной Азии, и располагает мощной информационной сетью. Анатолийское агентство, наряду с такими международными агентствами, как АП, Рейтер, АФП и ДПА, сотрудничает с национальными информационными агентствами почти 100 стран мира и имеет абонентов во многих государствах. Агентство, использует для распространения информации такие наиболее современные технические средства, как Интернет и факсимильная связь, также применяет систему спутниковой передачи информации.

Помимо этого в Турции действует множество местных и зарубежных информационных агентств. Важнейшим источником информации для Рейтер, Агентства Франс-Пресс. Ассошиэйтед пресс. Среди других ведущих информационных агентств страны можно назвать: Информационное агентство Анкары, Турецкое информационное Агентство, Информационное агентство Доган, Информационное агентство Миллиет, Информационное агентство Ихляс, Агентство экономических новостей, Агентство развлекательных и актуальных новостей, Агентство печати Турции, Агентство международных новостей.

В 1997 г. при факультете массовой информации Стамбульского университета начало действовать первое в Турции Агентство радионовостей, которое покрывает потребности радиостанций Стамбула и Анатолии в информации.

Социологические опросы. Социологические опросы начали вставать на повестку дня после 1983 г. В1988 г. было создано Общество маркетинга и социологических опросов. Особое внимание им пресса уделяет в периоды, предшествующие выборам, и активно использует их в своих сообщениях. Как результат обеспокоенности в вопросе надежности социологических исследований и соответствия их результатов действительности, были осуществлены некоторые законодательные изменения. Между тем общественный интерес, проявляемый к опросам, обусловил поиски прессой новых подходов, В связи с опасениями в том, что политические опросы оказывают воздействие на избирателей, в Законы о политических партиях и выборах были внесены поправки, в результате которых СМИ столкнулись с временным ограничением в вопросе оглашения результатов исследований.