Общество

Театр

ТеатрПовествовательная традиция турок со времени их проживания в Центральной Азии по настоящее время оформилась в 16-м веке, когда объединилась с исламской культурой и получила название Меддахлык. Она имеет большое сходство с итальянским народным театром времен Ренессанса комедиа дель арте. Разновидностями турецкого театра являются Карагез, Кукла и Меддах. Период его расцвета после объединения в театр Ортаоюну пришелся на конец 19-го - начало 20-го веков. Театр Ортаоюну длительное время соревновался с театром западного образца, возникшим в 1839 г. в период Танзимата, т.е. проведения прозападных реформ.

В период Танзимата в турецком театре перешли к использованию письменных текстов и, наряду с зарубежными постановками, стали ставить пьесы местных авторов. Поставленная в то время одноактная комедия Шинаси Женитьба поэта, стала поворотным пунктом в истории турецкого театра. Во многих районах Стамбула, в том числе во дворцах Чираган и Долмабахче, в Измире, Бурсе, Адане, Анкаре и других крупных городах, были построены театры и созданы частные театральные группы.

Важное воздействие на процесс становления турецкого театра, сыграла учрежденная в 1914 г. в Стамбуле консерватория Дарюльбедаи-и Османие. Первый шаг на пути модернизации театра в республиканский период был сделан в 1927 г., когда консерваторию возглавил Мухсин Эртугрул.

Вошедший в 1931 г, в структуру муниципалитета Стамбула Дарюльбедаи в1934 г. был назван Стамбульским городским театром. Первый детский театр в Турции также был создан Мухсином Эртугрулом. Произошло это в 1935 г. когда он был учрежден при Стамбульском городском театре.

Параллельно этим важным событиям, в Анкаре в 1936 г. была открыта Анкарская государственная консерватория и в 1941 г., когда она выпустила своих первых специалистов, начала действовать сцена для практики, В 1949 г. был издан Закон о создании государственного театра оперы и балета.

Функционирующий с 1970-ых гг. в качестве Главного управления театра при министерстве культуры и туризма совместно с театральными управлениями в различных провинциях сумел дойти до зрителей по всей Турции. Государственный театр, ежегодно ставящий около 100 произведений, располагает 28 сценами. Ежегодно в Турции проходят национальные и международные театральные фестивали.

Частные театры в Турции

Частные театры Турции. Малая сцена, созданная Мухсином Эртугрулом после его ухода в 1951 г. из Государственного театра, за годы своего существования взрастила многих видных актеров.

Среди других театральных коллективов того периода, достойны внимания следующие: Чыгыр Сахне, театры Джеп, Муаммера Караджа и Стамбульская оперетта. В 1960 гг. был отмечен рост числа самодеятельных театров и активизации их деятельности. Театр Дормен, созданный в 1955 г., с точки зрения тематики,системы работы и постановки в 1960 гг. был в ряду театральных учреждений, пользовавшихся популярностью. Созданный в 1961 г. театр Оралоглу, и спустя год Общество Гюльриз Сурури-Энгин Джеззар, до последнего времени отличали уровень и качество постановок.

Анкарский театр искусств, созданный в 1963 г. и продолжающий свою деятельность поныне, также получил известность своими постановками и их художественной ценностью. В 1960-1970 гг. было создано множество частных и детских театров. Рост числа последних отмечен в настоящее время.

Среди известных частных театров последних лет в Стамбуле можно назвать начавший деятельность в 1982 г. Хади Чаман Едитепе Оюнджулары, театр Эниса Фосфороглу, Культурный центр Ходри Мейдан и театр Ферхан Шенсой Ортаоюнджулар.

К театрам, созданным в 1960-1970 гг., и продолжающим свою деятельность по настоящее время, можно отнести: в Анкаре - театр искусств, в Стамбуле театры Дормен, Кент Оюнджулары, Достлар, а также театры Али Пойразоглу, Нежат Уйгур и Левент Кырджа - Оя Башар.

Министерство культуры и туризма в 2005 г. оказало частным театрам поддержку в размере около 1600000 НТЛ.

Театральные сценарии. Этот вид театральной деятельности со времени провозглашения Республики развивается в направлении, обращенном к обществу, и в стиле критического реализма. Мощное и динамичное поколение сценаристов возникло в 1960-е гг. В это время были написаны современные и успешные сценарии театральных постановок на уровне западных стандартов. Так, Халдун Танер, внесший важный вклад в сценарное искусство с точки зрения формы и содержания стал основателем театра политического кабаре, для которого характерны все особенности турецкого театра. Он же являлся создателем в 1964 г. Легенды о Кешанлы Али и местного эпического мюзикла. Тогда же творили Гюнгер Дильмен, Орхан Асена, Туран Офлазоглу и Неджати Джумалы. В центре внимания их театральных произведений, написанных поэтическим языком, были события из Османской истории, жизни народных героев и мифологические образы.

Сценарное искусство, переживавшее в 1980-е гг. период застоя с точки зрения качества и количества, в последние годы благодаря динамичной политике государства в области культуры вновь ожило. Среди театральных постановок, которые в последнее время пользуются успехом, можно указать следующие: Ты же не уходи, Триандафилис Айлы Кутлу, Закрою глаза и выполню свой долг Халдуна Танера, В лошадей тоже стреляют Хораса Мак Коя, Джулида и Рамазан Эрхана Гекгюджу, Медведь из моего сада Рефика Эрдурана, Сумасшедший из соседнего села Юстюна Декмена, Хвост летучего змея Саваша Динчеля, Поезд на двадцать один пятнадцать Тойгуна Орбая, Нахлебник Орхана Асены и Ферхат и Ширин Назыма Хикмета Рана.

С целью развития театральной сценаристки и обогащения турецкого театра новыми пьесами, в сезон 2005-2006 годов, министерством культуры и туризма был проведен конкурс, по использованию в пьесах турецкой литературы и турецких сказок. В результате, 10 пьес, в каждом из 2-х направлениях были удостоены наград и еще 10 пьес были оценены, как достаточные для включения в репертуар.