Общество

Транспорт

Транспорт и связь в Турции занимают первое место по постоянным инвестициям среди государственных секторов экономики. На него приходится 28% от общих вложений. Доля сектора транспорта и связи в ВВП составляет около 15%. Около 30% всей экономической, торговой и социальной деятельности приходится на сферу транспорта и связи. Доля сектора транспорта и связи в национальном доходе составляет около 53 млрд. дол.

Около 90% грузовых перевозок в Турции осуществляется автомобильным транспортом. Сухопутные перевозки пассажиров составляют 95%, перевозки пассажиров морским путем - 0.5%, грузов 3-4%, перевозки пассажиров воздушным путем - 1%, грузов - 0,3%. В то же время перевозка пассажиров по железной дороге составляет 4,5%, грузов около 5,5%.

В последние годы, благодаря деятельности в сфере автомобильных международных перевозок, в турецкую экономику были обеспечены нарастающие валютные поступления. Сумма валюты, получаемой экономикой в этом подсекторе, составляет 1,5-2 млрд. дол. США в год.

Автомобильные дороги Турции

Автомобильные дороги Турции. Общая протяженность дорог в Турции 63714 км. В последние годы сеть автомагистралей стремительно расширяется. Общая сеть автомагистралей достигла 1775 км, Протяженность государственных дорог составляет 31371 км, а дорог в провинциях - составляет 30568 км.

Основой системы автодорог в Турции является маршрут ТЕТЕК, протяженностью 3200 км. Он начинается на границе с Болгарией, проходит через Стамбул, Анкару, Гере-де и одной веткой заканчивается у границы с Сирией, а другой - Ирана, Маршрут ТЕТЕК является составной частью дорожной сети Европы и Центральной Азии, и в то же время самым кратким, ведущим в Центральную Азию, Западную Азию и Северную Африку.

Турецкая Дорожная Транспортная Сеть, через которую по причине ее географического положения, проходят множество транспортных путей, является одной из важных частей основных международных артерий. Через Турцию пролегает международный коридор длиной около 9000 км.

Благодаря осуществлению международных перевозок, в последние годы, отмечен рост поступлений валюты в турецкую экономику. В среднем этот подсектор приносит в год 1,5-2 млрд. долл. Общая протяженность шоссейных дорог в Турции составляет 63 тыс. 714 км.

Морской транспорт. Упор в зарубежных грузовых перевозках делается на морской транспорт. Турция, имеющая общую береговую полосу в 8333 км в 2005 г. 73,9% экспорта и 92,7% импорта перевезла морским путем. 86,1% внешней торговли было осуществлено морским путем.

В 2005, г. судами, под иностранным флагом было осуществлено 79,3% экспорта и 75% импорта морским путем, тогда как судами под Турецким флагом было осуществлено соответственно 20,7% и 25%. 3% перевозок внутри городов Турции осуществляется морским путем. По состоянию на конец 2005 г. число судов водоизмещением в 300 РТБ и более, приписанных к флоту, составило 1061, а общий потенциал перевозок в 2005 г. составил 5800272 РТБ.

Расположенные на побережье Турции судоверфи, по состоянию на 2002 г., имели объем 550000 т, а после модернизации ряда судоверфей эта цифра в 2005 г, возросла до 1252774 т.

Сектор, обеспечивавший в 2002 г. рабочими местами 13000 человек, в 2005 г. уже давал возможность работы 25000 человек.

Воздушный транспорт Турции

Турецкий воздушный транспорт. Акционерное общество «Турецкие авиалинии», являвшиеся монополистом в сфере услуг, связанных с воздушным сообщением, приступило к деятельности в 1933 г., в качестве государственного предприятия. В 1955 г. оно было преобразовано в акционерное общество, с местным и зарубежным капиталом. В начале 1990 гг., после предоставления частным авиакомпаниям права оказывать услуги, связанные с воздушным сообщением, компания лишилась позиции монополиста. Развитие частных авиакомпаний, происходило параллельно развитию туризма. В периоды, повышенной активности сектора авиаперевозок, количество самолетов превышает 50, и их доля во внешних перевозках достигает 30%.

В секторе турецкой гражданской авиации, на сегодняшний день, для осуществления пассажирских и грузовых перевозок регулярными и чартерными рейсами, даны полномочия 16 предприятиям, Услуги, в секторе гражданской авиации, оказываются посредством, имеющихся в структуре этих предприятий, 222 крупноформатных самолетов (из них 20-грузовые самолеты), располагающих 37456 креслами и объемом карго в 610 тонн.

Кроме того, в области авиации, на работу в качестве воздушного такси, общей и сельскохозяйственной авиации, всего получили разрешение 143 предприятия.

В распоряжении Главного управления государственных аэродромов, находятся 34 аэропорта и аэродрома.

Флот «Турецких авиалиний» составляют самолеты, средний возраст которых 6 лет, является одним из самых молодых в мире. В результате проводимой политики модернизации и развития, флот Турецких авиалиний, по состоянию на 2006 г., насчитывает 100 самолетов, при этом осуществляет прямые полеты по 107 маршрутам, из них 28 на внутренних линиях и 79-на внешних. До 2010 г. планируется открытие рейсов еще на 20 внешних линиях. Для структуры флота, способа работы и менеджмента, характерна полностью современная концепция. В год, авиакомпания «Турецкие авиалинии», перевозит свыше 12 млн. пассажиров и около 150000 тонн грузов.

Целью авиакомпании «Турецкие авиалинии», которая по величине своего воздушного флота находится на 40-м месте в мире, а по его качеству среди ведущих 20 компаний, является расширение и постоянное обновление своего флота. Планируется к концу 2006 г, присоединить 59 новых самолетов к флоту. В рамках этого планируется открыть 24 новых рейса.

Главное управление обслуживания государственных аэропортов оказывает услуги в общей сложности 34 аэропортам, 20 из которых имеют статус международного.

Железнодорожный транспорт Турции

Железные дороги Турции. Управление государственных железных дорог Турецкой Республик осуществляет пассажирские и грузовые перевозки на железных магистралях общей протяженностью 10984 км. Из них 8697 км., считаются главными и 2287 км. Второстепенными, 95% железных дорог обслуживается однолинейной системой. Магистрали Управления государственных железных дорог Турции расположены в кратчайшем международном коридоре между Азией и Европой. С линиями Управления соединяется 4-й Трансъевропейский транспортный коридор.

8 июня 2003 г, Управление государственных железных дорог Турецкой Республики, заложило основу реализации проекта «По улучшению существующей железнодорожной магистрали Анкара-Хайдарпаша», которая, как предполагается, после ее завершения сократит длительность железнодорожных перевозок до 3 часов 10 мин.

Управление железных дорог, также, обслуживает соединенные с железнодорожными магистралями порты Хайдарпаша, Измир, Мерсин, Искендерун, Самсун, Бандырма и Дериндже.

Основы Проекта по строительству подводной железнодорожной тоннели через Босфор, под названием «Мармарай», были заложены 9 мая 2004 г, а реальные работы начались 27 августа 2004 г. Ожидается, что общие расходы на проект, который соединит Европу и Азию через Мраморное море на глубине 58 м. и будет завершен в 2008 г., составят 2-2,5 млрд. долл. Благодаря проекту, число пассажиров, перевозимых с одного континента на другой, увеличится от 10 тыс. в час до 150 тыс., а доля рельсовой системы в перевозках достигнет 27%.