Религия

Этикет, предписания, обряды

В исламе существует свой кодекс приличий. Особенно детально разработан он в отношении еды.

Брать еду и питье полагается только правой рукой. Левая считается «нечистой» - ею сморкаются.

Только правой рукой следует передавать блюда и другие приборы сотрапезникам. При еде пищу рекомендуется брать тремя (или больше) пальцами, но никак не двумя. Резать хлеб ножом запрещается нужно его ломать руками.

Широко известно, что в исламе существует как бы «сухой закон»: мусульманам запрещено употреблять спиртные напитки, и в этом есть своя логика: пьяный не может совершать намаз, ибо молитву нельзя начинать нечистым, к числу которых всегда относились и пьяные. Для мусульманина считается тяжким грехом не только употребление вина, но даже присутствие при пьяном застолье.

Один из хадисов гласит: «Вино - источник грехов. Тот, кто выпил вина, теряет разум. Он не знает бога, не признает ни чьих прав, никого не уважает, даже своих родных и близких…» Существуют и пищевые запреты. Мусульмане не должны есть свинину, употреблять в пищу кровь и падаль.

Запрещены также азартные игры: азарт сжигает человека и отвлекает его от обязанностей.

К числу предписаний шариата относятся нормы, касающиеся прав и положения женщины. Об этих правах, точнее, о бесправии женщин в исламских странах известно немало. Официальная процессуальная норма шариата приравнивает двух женщин к одному мужчине (в частности, при свидетельствовании).

Правоверные, по Корану, имеют право брать две, три, даже четыре жены (если имеют средства содержать их), не считая рабынь-наложниц, количество которых практически не ограничено. Кроме того, муж всегда имеет право на развод и тем самым - на замену жен. Жена права на развод не имеет, она обязана соглашаться с любым решением мужа, в том числе и в случае развода. Жена и рабыня должны соблюдать верность своему господину, прелюбодеяние жестоко карается. Правда, практика побивания неверной жены камнями - это норма адата, чем официально канонизированного шариата.

Однако в случае, если неверность жены доказана, подтверждена свидетелями, законы шариата столь же суровы и беспощадны к провинившейся. Вместе с тем в Коране и нормах шариата зафиксированы и определенные права женщины - как гражданские, так и имущественные. Так, женщину, в том числе и рабыню, нельзя лишить ее ребенка (в случае развода с женой, продажи рабыни), если последний нуждается в ее уходе.

Практически это означает, что до семи лет ребенок при любых условиях остается с матерью, в дальнейшем он может быть взят отцом, но не безоговорочно, не при любых обстоятельствах. За жен-щиной признаются определенные права при разделе имущества, наследовании, разводе. Жена у мусульман не приносит с собой приданого, но, хотя плата за жену, калым - это тоже практика адата, чем каноническая норма шариата, женщин, в том числе и малолетних девочек, их родственники часто продавали, дарили, словом, использовали почти как товар, имевший стоимость и цену. Нормы шариата и особенно адата предусматривают обязательное затворничество женщин. Одежда мусульманки должна обладать определенными качествами и отвечать ряду условий, что является абсолютно необходимым:

  1. Женская одежда должна скрывать все тело женщины за исключением лица и ладоней. Закрывать лицо необходимо только в одном случае - если на нем присутствует краска или макияж. Во всех остальных ситуациях закрывать лицо необязательно.
  2. Женское одеяние не должно быть прозрачным и материал для него следует подбирать плотный, через который нельзя рассмотреть цвет кожи или нижнюю одежду.
  3. Одежда должна быть широкой и просторной, а не узкой и облегающей.
  4. Женская одежда не должна быть вызывающей и бросающейся в глаза.

Женщинам практически всегда был закрыт путь к образованию, к какой-либо общественной деятельности.

Из всех предписаний ислама, которые наиболее строго соблюдаются населением мусульманских стран - это обряд обрезания. Мальчиков примерно в семилетнем возрасте, когда они считались уже выходящими из-под материнской опеки, подвергали этой операции, корни которой восходят, видимо, к обрядам инициации древних. Обрезание было известно семитским племенам с незапамятных времен и считалось важным обрядом у евреев, которые подвергали этой операции 8-дневных младенцев. В исламе обряд обрезания семилетних (реже более старших) мальчиков служит, как и у иудеев, своего рода символом религиозной принадлежности и считается обязательным.

Этот обряд символизирует взросление ребенка, переход его в новое, «взрослое» состояние. Вытерпеть боль-дело чести мальчика, которого задолго готовят к операции, разъясняя ему всю ритуальную важность. После обрезания мальчик более уже не возвращается на женскую половину дома: его отделяют от сестер и приобщают к мужчинам семьи. Как и другие обряды, обрезание обычно сопровождается праздником, на который съезжается множество родственников с соответствующими подарками по случаю торжества.

Еще один важный семейный обряд в жизни мусульманина - свадьба. Молодых обычно венчает один из служителей ислама, который, совершая церемониал, чаще всего читает четвертую суру Корана, где излагаются основные положения ислама о месте, правах и обязанностях женщины в семье и обществе. Совершающий обряд имам или мулла от имени ислама как бы скрепляет союз молодых, превращая его в официально признанный и имеющий силу закона брак.

Торжественно, опять-таки со специальными ритуальными обрядами, отмечается в семье мусульманина и рождение ребенка, особенно сына. И наконец, последний из серии обрядов, сопутствующих мусульманину на протяжении всей его жизни, - похороны. Этот мусульманский погребальный обряд сохранил многое из доисламских традиций. «Спешите хоронить своих мертвых,- говорил Мухаммед.- Они скорее достигнут вечного блаженства, если были праведны в земной жизни.

А если они были порочны, то тем самым вы скорее удалитесь от них, осужденных гореть в пламени ада». Поэтому тело покойного в мусульманских странах обычно предают земле в течение 24 часов после смерти. Умершего обмывают, натирают благовониями, заворачивают в саван (кафан) из белого полотна. Саван завязывается у головы и ног. Гроб или погребальные носилки накрывают черным покрывалом, несут головой вперед.

Покойника кладут в могиле по- разному, исходя из местных народных обычаев. Но если хоронят в гробу, тело должно лежать либо головой, либо правым боком к Мекке. Памятников на могиле обычно не ставят, ограничиваясь строгим каменным надгробием в виде круглого или четырехгранного столба.