Религия

Символ веры

Коран и Сунна были доступны далеко не каждому - их изучали и анализировали лишь сравнительно немногие грамотные и образованные мусульмане. До широких масс простого народа, неграмотных крестьян заповеди ислама доходили лишь в устной форме проповедей и в виде священных заповедей, составлявших обязательный для каждого правоверного комплекс правил поведения, прежде всего религиозного.

Основных обязанностей мусульманина ислам насчитывает пять: исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж.

Принцип исповедания - центральный в исламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно соблюсти именно его, то есть торжественно произнести фразу о том, что нет бога кроме Аллаха и Мухаммед его пророк. Тем самым человек становится покорным Аллаху, мусульманином. Но став им он должен соблюдать обязанности правоверного.

Молитва - обязательный каждодневный пятикратный ритуал, от которого могут быть освобождены лишь больные, немощные и малые дети. Те кто не молится пять раз в день - не верные. Молитву полагается совершать на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном. Чаще всего ее совершают индивидуально, реже – группами, обычно в мечетях (не менее 40 мужчин, женщины в мечетях не молятся).

Там же по пятницам и в дни праздников - торжественные богослужения, которыми руководят уважаемые в исламской общине руководители – имамы. Перед молитвой правоверный обязан провести обряд очищения. Если нет воды, например в пустыне, можно очиститься песком. Молитву совершают в одежде, в чистом месте на специальном коврике и обратившись в сторону Мекки.

Перед совершением молитвы следует обязательно заявить (вслух или про себя) о своем намерении совершить молитву. Затем молящийся стоя вздымает руки, вкладывая одну в другую, приседает, снова встает и воздевает руки кверху. После этого он опускается на колени и совершает земной поклон, сопровождая все это невнятным бормотанием формулы исповедания веры и первой суры Корана.

Во время каждой из пяти ежедневных молитв мусульмане повторяют своего рода молитвенный ритуал (ракат) по два, а то и три, четыре раза. По пятницам число ракатов возрастает, а во время поста достигает подчас двадцати. Кроме пяти обязательных ежедневных молитв, правоверные совершают дополнительные - за умерших, по случаю вступления в брак, рождения ребенка, важного предприятия или начинания.

Чтобы правоверные за своими текущими делами не забывали о времени молитвы, в городах и селах воздвигаются высокие минареты при мечетях, а служители муэдзины громкими голосами возвещают о том, что время молитвы наступило. Если молитва совершается в мечети, пришедшие туда обязаны совершать омовение в специальном бассейне с проточной водой, установленном во дворе. При молитве в мечети все становятся лицом к специальной нише - михрабу, указывающей сторону Мекки, и совершают ракаты, повторяя все движения стоящего впереди них (тоже лицом к Мекке) имама.

Пост. У мусульман лишь один главный и обязательный пост, но зато он длится целый месяц. В арабских странах этот месяц называется рамадан, а в Турции, Иране, Афганистане несколько иначе - рамазан.

Мусульманский пост своеобразен: целый день нельзя ни есть, ни пить, ни тем более развлекаться, курить и т.п. Единственное, что разрешено глотать собственную слюну.

Шариат описывает правила поста до мельчайших подробностей. Нарушением воздержания считается не только намеренное введение или случайное попадание в рот, глотку, тем более в желудок малейшего количества пищи, воды или другой жидкости, а в горло - даже пыли, дыма или пара, но и принятие лекарств. Запрещены и медицинские процедуры, связанные с введением внутрь лечебных препаратов - уколы, клизмы и т.п.

Однако все перечисленные требования должны выполняться лишь днем. В темное время суток, с вечера до утра, пост прерывается. Коран так определяет суточное время поста: «Ешьте и пейте, пока не станет различаться перед вами белая нитка и черная нитка на заре, потом выполняйте пост до ночи».

В шариате перечислены уважительные причины, по которым можно отступить от соблюдения поста.

Так, рамадан не обязателен для больных, престарелых и несовершеннолетних. От поста свободны беременные и кормящие грудью женщины. Однако все, кто пропустил пост, за исключением детей и неизлечимо больных, обязаны возместить его, когда отпадут эти уважительные причины: либо заплатить искупление путем раздачи милостыни беднякам, либо «отпоститься» в любой другой месяц, кроме рамадана.

Вечером об окончании дневного воздержания оповещают по радио и телевидению. Иногда по старой традиции в провинциальных городках об этом возвещает выстрел из пушки. Начинается вечернее разговение - ифтар. Летом это около восьми, зимой - около пяти вечера. Все, кто поститься заняты в этот час едой. Улицы пустеют.

В современной жизни соблюдать пост особенно тяжело тем, кто работает на заводах, фабриках, строительстве, транспорте: трудиться натощак целый день в полную силу вряд ли кто сможет.

Поэтому в крупных городах пост держат не все. Тем не менее период рамадана отрицательно сказывается на многих сферах жизни мусульманских стран: в это время падает деловая активность, снижается производительность труда, сводятся к минимуму все общественные и культурные мероприятия.

Милостыня. Каждый имущий обязан раз в году делиться своими доходами, выделяя часть их в качестве милостыни в пользу бедных. Кроме обязательной милостыни, воспринимавшейся в качестве очистительного ритуала имущих и исчислявшейся обычно в несколько процентов их годового дохода, существует и дополнительная милостыня, выражавшаяся в виде воздаяния отдельным лицам, подаяния нищим, дарения на благоустроенные нужды – строительство мечетей, школ, больниц.

Хадж – пятый и последний из обязательных столпов веры, причем наименее обязательный из всех.

Считается, что каждый здоровый мусульманин раз в жизни может посетить святые места в Мекке и поклониться Каабе.

Территория Мекки считается священной. Прежде чем вступить на нее, паломник должен привести себя в состояние «освещения» (ихрам). Он совершает омовение всего тела - облачается в особую одежду. Она состоит из двух кусков ткани; один служит поясной одеждой и оборачивается вокруг бедер - получается нечто вроде юбки до колен или чуть ниже. Другой кусок закрывает грудь и левое плечо, концы завязываются под мышкой на правом боку - это нечто вроде шали. Оба куска не должны иметь швов - «не знать, что такое игла». Такая одежда существовала у арабов до ислама, она похожа также на одеяния древних евреев. Голова остается непокрытой. Обувью могут быть только сандалии.

Вместе с мужчинами в хадж могут отправляться их родственницы. Родство должно быть удостоверено документами. Одежда паломниц полностью закрывает фигуру, покрывает голову, чтобы не было видно волос. Открытыми остаются только кисти рук и лицо.

Самый большой мусульманский праздник - праздник жертвоприношения. Он отмечается в последний день хаджа. Основное содержание этого праздника – жертвенное закалывание животного: каждый состоятельный мусульманин режет сам или просит зарезать овцу или быка и раздает мясо беднякам. Праздник длиться четыре дня; эти дни во всех мусульманских странах нерабочие. Всюду готовят мясные блюда, устраивают многолюдные и обильные трапезы. Бедные люди едят досыта, а богатеи раздачей дарового мяса искупают свои грехи и успокаивают совесть.

Некоторые мусульманские богословы рассматривают в качестве еще одного – шестого «столпа» религии войну против «неверных» - джихад, которая была одной из главных обязанностей мусульманина, всей мусульманской общины на первом этапе истории ислама.

Однако начиная с IX-X веков понятие «джихад» (первоначальное значение - «старание», «усердие») наполнилось новым содержанием. Появилось представление о высшей форме джихада как внутреннем, духовном самоусовершенствовании на пути познания Аллаха. Впрочем, о расширительном толковании этого понятия свидетельствует и раннеисламская поэзия. Так, поэт Джамиль в своих стихах заявляет, что его любовь к воспеваемой им Бусайне- не что иное, как джихад

Ныне во многих мусульманских странах джихадом называют борьбу за преодоление экономической и культурной отсталости, за прогресс в общественных отношениях.