Турция в мире

Турция и Евросоюз

С октября 2005 года уже ведутся переговоры между ЕС и Турцией по в вступлению последней в союз.

В июне 2006 года они достигли договоренности по пункту «наука и исследования», что, однако не являлось сложной задачей, так как предстоят переговоры еще по 34 главам. Это свидетельствует о том, что путь Турции в Евросоюз будет длинным и нелегким. Каковы же основные экономические трудности, с которыми столкнулись обе стороны?

С европейской точки зрения Турция является большой страной. Ее территория достигает территории Франции – крупнейшего из настоящих членов ЕС. Со своими 72 миллионами жителей она лишь на 10 миллионов уступает Германии и примерно на столько же превосходит Францию, Италию и Соединенное Королевство. Если Турция станет членом ЕС сегодня, то территория увеличится на 20%, а население на почти 16%. Экономика Турции значительно отстает от экономики ЕС и даже тех стран, которые недавно вступили в союз, и ее потенциальные вложения в экономику ЕС также незначительны. ВВП Турции можно сравнивать разве что с ВВП Дании, Австрии или федеральной землей Германии Саксонией. В 2005 году вступление Турции повысило бы европейский ВВП лишь на 2,7%. Из-за низкой производительности экономики на капитал доход страны также очень низкий. В 2005 году ВВП на капитал составлял всего 17,2% (измеренный в текущих ценах ЕС) и 30,7% по ППС.

Турецкая экономика, однако, развивалась очень динамично в последние годы. Экономический рост был значительно выше, чем в ЕС25, хотя не превышал аналогичного показателя новых государств-членов ЕС. За период 2000-2005 гг.

Рост турецкой экономики способен догнать темпы ЕС, особенно старых стран-членов. Если она сохранит такие темпы в ближайшие пять лет, тогда ее вступление понесет за собой гораздо более весомый вклад в экономику ЕС, чем сейчас (3,2% в 2015 г.).

Однако не только экономический рост был, а возможно и будет, высоким: численность ее населения растет гораздо более быстрыми темпами, чем в ЕС. Принимая во внимание различия в экономиках и демографической ситуации между Турцией и ЕС за период 2000-2005 гг., можно сделать вывод о том, что Турция так и останется бедным государством-членом в момент возможного присоединения.

Согласно таким прогнозам, в 2015 г. Доход на капитал только достигнет уровня в 20% (в текущих средних ценах по ЕС27) или 33% по ППС.

Давая такую негативную оценку значимости турецкой экономики по сравнению с европейской, можно сделать еще один вывод, что эффект от присоединения Турции, оказанный на остальные страны, будет очень и очень скромным.

С этой точки зрения не легко понять замечания против полного членства Турции, существующие со сторон некоторых государств. Не говоря о культурных и религиозных традициях и прошлом этой страны, одно наличие многочисленного населения в купе с низкими доходами дает достаточно оснований для беспокойств и дискуссий. Чтобы пролить больше света на экономические препятствия, необходимо рассмотреть: во-первых, какие изменения в институциональных отношениях между ЕС и Турцией будут иметь место в случае вступления Турции, а, во-вторых, какие экономические эффекты могут стать результатом изменений. Чтобы опознать эти препятствия для Турции и остальных государств в дальнейшем рассмотрим ситуацию, как если бы Турция была интегрирована в процесс в том виде, в котором она существует сейчас.

Для того чтобы в принципе стать полноправным членом ЕС, страна должна принять т.н. acquis communautaire, содержащие все постановления, принятые ЕС с самого его основания. Относительно экономической деятельности он преследует целью обеспечить равные условия для всех экономических агентов по всему союзу. Для достижения экономических эффектов от присоединения Турции следующие положения представляются наиболее важными:

Таможенный Союз: полное членство подразумевает, что вступившая в Союз страна станет также и членом таможенного союза. Все существующие тарифы между ЕС и вступающей страной должны быть отменены. Кроме того внешний тариф ЕС должен быть также применен к импорту и новым членом. И, наконец, новый член должен перенести всю компетенцию по торговле с третьими странами на ЕС. Между Турцией и таможенный союз существует с 1996 года. За исключением сельскохозяйственной продукции, которая является объектом совместной политики, все таможенные платежи количественные ограничения были устранены. Кроме того, Турция приняла общий внешний тариф и политику Союза в отношении третьих стран.

Внутренний рынок: Полное членство означает, что внутренний рынок будет расширен для присоединяющейся страны. Четыре основных свободы, лежащие в основе ЕС, вступят в силу по отношению к странам-членам ЕС и только что вошедшей в союз страной. Эти принципиальные свободы состоят из свободного передвижения товаров, услуг, капитала и людей. Правила внутреннего рынка должны подтверждать то, что торговля товарами и услугами, а также пересечение границ капиталом и трудовыми ресурсами не затруднены, и что фирмы и граждане могут обосновываться в любом месте ЕС.

Согласно уже существующему между Турцией и ЕС таможенному союзу торговля товарами промышленного производства уже либерализована в достаточно большом объеме. Конечно, посредством принятия Турцией норм и стандартов ЕС, а также устранение некоторых существующих преград, особенно в сфере услуг, условия для роста экспорта и импорта между Турцией и ЕС будут и дальше улучшаться. Но эффект от этого будет минимальным. Кроме того принятие европейских норм и стандартов вызовет рост затрат турецких предприятий, что воспрепятствует их конкурентоспособности в коротком периоде.

Очевидно, что потенциал для прямых иностранных инвестиций из ЕС не используется на не используется на полную. Поэтому посредством расширения внутреннего рынка для Турции будет создана легальная система для инвесторов из ЕС. Это также улучшит условия для интенсивного разделения труда между Турцией и ЕС и окажет позитивные эффекты на социальное обеспечение и доходы внутри интегрированной зоны. Одним из очень важных изменений, вызванных расширением внутреннего рынка для Турции, будет свободное движение людей через границы. До настоящего времени миграция между странами-членами ЕС и Турцией строго регламентирована. С исчезновением всех препятствий как Турцию, так и ЕС ждет множество изменений. Однако вероятность того, что с вступлением в Союз Турции сразу же будет гарантировано свободное движение людей через границы, не слишком велика.

В случае со странами Восточной Европы, вступивших в ЕС в 2004 году, «старым» членам ЕС было дозволено применять ограничения по эмиграции на срок до 7 лет. Скорее всего, в случае с Турцией ожидается такое же развитие событий. Если свободное передвижение людей между Турцией и остальными государствами ЕС будет в целом исключено, то конституционный принцип внутреннего рынка будет нарушен, и Турции не будет предоставлено полное членство.

Бюджет ЕС: Новое государство будет включено в бюджетную систему ЕС. С одной стороны, это должно будет обеспечить дополнительные поступления в бюджет. Согласно правилу будущего бюджетного периода (2007-2013) каждый член ЕС обязан внести 1,04% своего ВВП. С другой стороны вступившее в союз государство будет получать финансовые ресурсы из бюджета. Основные затраты ЕС идут на поддержание сельскохозяйственного сектора и регионам с низким капитальным доходом.

Согласно этим условиям те страны получают больше выгод от распределения бюджетных средств, которые сравнительно беднее и у которых большой сельскохозяйственный сектор. И по этим правилам членство Турции в ЕС вызовет значительную утечку финансовых средств. Из-за низкого капитального дохода и большой численности населения Турция станет крупнейшим получателем доходов бюджета как в абсолютных показателях, так и в относительном к ВВП. Таким образом Турция сможет рассчитывать на 4% от своего ВВП. Кроме всего прочего расширение общей политики по сельскому хозяйству в рамках ЕС сильно изменит экономические условия для фермерств.

Принятие решений: Новое государство-член ЕС должно подчиняться институтам, ответственным за принятия решений по ЕС. В частности это Европейский Совет и Европейский Парламент.

Существующие законы, относящиеся к количеству мест (в Европарламенте) и голосов (в Европейском Совете) по каждой стране и касающиеся процедуры голосования для принятия решений, изложены в Ниццинском Соглашении.

Соглашение, устанавливающее Конституции для Европы включает новые законы по принятию решений. После непринятия Конституции после проведения референдумов во Франции и Нидерландах в 2005 году до сих пор не ясно до конца, будут ли изменены некоторые положения, а если и будет, то где.

Правила Ниццинского Соглашения имеет силу на момент вступления Турции, поэтому государству будет необходимо получить такое же количество голосов в Европейском Совете, как и Германии, Соединенному Королевству, Франции и Италии. Если будет принято Соглашение по Конституции в ближайшее время, то политическое влияние Турции может быть еще больше, потому как положения Конституции указывают на зависимость количества мест в Совете от численности населения государства. Турция с популяцией более или менее совпадающей по численности с германской, получит больше голосов чем Франция, Италия и Англия.

Европейский Валютный Союз: Полное членство в ЕС включает в себя и членство в ЕВС. Верно, что такие «старые» участники Союза как Дания, Швеция, Англия не входят в ЕВС, но для новых стран-участниц это непозволительная роскошь.

В любом случае Турции придется пройти различные ступени на пути к этому подобно тем, которые уже прошли нынешние члены ЕС прежде чем они стали еще и членами ЕВС. То есть нахождение в составе ЕС не означает также и автоматическое присоединение к ЕВС, а лишь необходимость и возможность принятия мер по соответствию определенным критериям.