Турция в мире

Турция и Казахстан. Экономическое сотрудничество

Организация экономического сотрудничества (ОЭС) была образована в 1985 году и является правопреемницей Организации регионального сотрудничества для развития (Иран, Пакистан и Турция). В первоначальный период сотрудничество в рамках этой организации носило преимущественно двусторонний характер.

После вступления в состав ОЭС в ноябре 1992 года семи новых государств - Казахстана, Афганистана, Азербайджана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана - деятельность данного объединения значительно активизировалась.

Основной задачей ОЭС является создание условий для непрерывного социально-экономического развития стран-членов, последовательной и постепенной интеграции экономик государств региона в мировую систему хозяйственных связей, а также налаживание активного сотрудничества в культурной, технической и научной сферах.

ОЭС осуществляет свою деятельность, базируясь на таких основополагающих документах, как Кветгинский план действий, Стамбульская, Исламабадская, Ашгабадская декларации, Алматинский основной План развития транспортного сектора региона и обновленный Устав - Измирский Договор.

Во всех этих документах странами-членами ОЭС четко определены цели и задачи Организации, обозначена стратегия и приоритетные области сотрудничества - транспорт и коммуникации, энергетика и торговля. Для принятия важных решений в рамках ОЭС и рассмотрения хода выполнения обязательств проводятся совещания Совета министров и встречи Глав государств-членов.

На Саммите ОЭС, прошедшем 5-7 июля 1993 года в Стамбуле, были одобрены Кветгинский план действий и Стамбульская Декларация долгосрочных перспектив Организации. Также было принято решение об учреждении 4-х крупных институтов ОЭС: Банка торговли и развития, Авиа- и Судоходной компаний, Страховой компании.

На третьей встрече Глав государств-членов ОЭС, состоявшейся в марте 1995 года в Исламабаде, были рассмотрены вопросы дальнейшей экономической интеграции государств региона. Рядом стран, в том числе Казахстаном, были утверждены основополагающие документы по созданию региональных учреждений: Банка торговли и развития, Страховой компании, Соглашение и Устав Судоходной компании, Соглашение о транзитной торговле , Соглашение об упрощенном порядке визовых процедур для бизнесменов из стран-членов ОЭС, Уставы Научного фонда и Института культуры, принята Исламабадская Декларация.

Четвертая встреча, прошедшая в мае 1996 года в Ашгабаде, стала для региона ОЭС событием первостепенной важности. Главы государств одобрили пересмотренные и обновленные основополагающие документы Организации, которые были подготовлены с учетом экономических и политических изменений на международной арене, оказывающих влияние на регион. По итогам встречи приняты Ашгабадская Декларация, Меморандум о взаимопонимании по вопросу реорганизации и перестройки ОЭС.

Обновленный Устав Организации - Измирский Договор - был подписан на внеочередной сессии Совета министров 14 сентября 1996 года в Измире (Турция). ОЭС постоянно укрепляет свой международный имидж и положение посредством налаживания связей с различными региональными и международными организациями, как в системе ООН (ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ЮНФПА и др.), так и вне ее. ОЭС получила статус наблюдателя в ООН и в Организации Исламская Конференция. На своей 50-й сессии в 1995 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла резолюцию о сотрудничестве с ОЭС. Организация также стремится к установлению плодо-творных взаимоотношений с другими крупными региональными структурами: ЭСКАТО, АСЕАН и ЕС.

Сотрудничество Казахстана со странами-членами ОЭС обрело практическую направленность. Нашей страной приоритет отдается таким областям, как транспорт и коммуникации, торговля и энергетика.

Немаловажное значение имеют взаимоотношения в области сельского хозяйства, науки и культуры, экологии и здравоохранения, борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.

С усилением интеграционных процессов на Евразийском континенте вопросы развития транспорта, средств связи и коммуникаций, приближение транспортно-коммуникационных услуг по качеству к мировым стандартам будут служить основой для развития других сфер экономики.

В 1993 года в Алматы состоялось совещание министров транспорта стран-членов ОЭС, на котором был принят Алматинский основной План развития современной транспортной инфраструктуры, состоящий из специфичных проектов и работ. Уже в марте 1995 года было завершено строительство железной дороги, которая соединила южные иранские порты на побережье Персидского залива единой железнодорожной сетью с северной частью страны. В мае 1996 года произошла стыковка железных дорог трансазиатской магистрали на участке Мешхед-Серахс-Теджен, который соединяется с 700-километровой железной дорогой Бафа - Бендер-Аббас. В результате морской порт Ляньюньган на восточном побережье Китая соединился железной дорогой с иранским портом Бендер-Аббас в Персидском заливе. Дорога проходит через города Урумчи, Алматы, Ташкент и Тегеран, тем самым обеспечивая Казахстану доступ к открытым морям с одной стороны, и через Стамбул в Европу - с другой. При этом сроки транспортировки грузов сокращаются на 25-30 процентов.

Для повышения эффективности использования трансазиатской железной дороги странам-членам необходимо рассмотреть вопросы принятия единой тарифной политики в области транзита товаров.

Помимо этого, намечены мероприятия по совершенствованию уже существующей автотранспортной инфраструктуры региона и организации согласно международным правилам и заключенным двусторонним межправитель-ственным соглашениям о международном автомобильном сообщении грузовых автоперевозок с Ираном, Узбекистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Турцией и Пакистаном. Предусматривается транзит в рамках четырехсторонних соглашений с КНР, Пакистаном и Кыргызстаном, а также обеспечение мультимодальных перевозок и рассмотрение возможнос-ти создания совместной акционерной компании по транспортно-экспедиционному обслуживанию в регионе.

В рамках программы развития воздушного сообщения открыты прямые авиарейсы между столицами и крупными городами стран-членов ОЭС.

Как было отмечено выше, Казахстаном, подписано Соглашение о создании Судоходной компании ОЭС и ее Устав. В настоящее время Судоходная компания является действующей организацией и в нашей стране проводится работа по выполнению достигнутых договоренностей по сотрудничеству в этой области. Рассматриваются возможности создания совместных предприятий по реконструкции порта Актау.

Казахстан, обладая значительными топливно-энергетическими ресурсами, предусматривает рост добычи нефти и газа за счет интенсивной разработки действующих и освоения новых месторождений

Однако, в связи с ограниченными возможностями по транспортировке нефти и газа проблематичным является вопрос увеличения их добычи. Поэтому Казахстан заинтересован в сотрудничестве со странами ОЭС в области энергетики путем подготовки плана не только по развитию нефтегазовой сети региона, но и по соединению энергетических систем стран-членов ОЭС.

В марте 1996 года в Иране была достигнута договоренность о нефтяном обмене по основным техническим аспектам, связанным с реализацией проекта транспортировки казахстанской нефти из порта Актау через Каспийское море в Северный Иран. Стороны договорились, что в первый год после заключения контракта Казахстан поставит в один из иранских каспийских портов сырую нефть в объеме 2 млн. тонн с даль-нейшим наращиванием ее количества до 5,5 млн. тонн в год. В обмен Иран замещает аналогичный объем нефти в Персидском заливе, взимая за это соответствующую транзитную пошлину. Одним из вопросов, затронутых на Ашгабадском саммите, было предложение о прокладке газопровода из Турции через большую часть стран-членов ОЭС с конечным его за-вершением в Пакистане.

В настоящее время в вопросах использования топливно-энергетических ресурсов государствами региона пока преобладают тенденции защиты собственных экономических интересов. В результате, сложились определенные диспропорции между ценами на энергоносители на внутреннем и внешнем рынках. При этом стоимость узбекского природного газа и электроэнергии из Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана, поставляемых в южные районы Казахстана соизмерима или превышает мировой уровень цен на эти виды энергоресурсов. Оплата по мировым ценам получаемых энергоресурсов из соседних стран приводит к значительным экономическим потерям и вынуждает Казахстан вкладывать инвестиции в развитие собственной энергетики.

Учитывая общность интересов, правительства Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана 5 апреля 1996 года в Ташкенте подписали Соглашение об использовании топливно-энергетических и водных ресурсов, строительстве и эксплуатации газопроводов в Центрально-азиатском регионе. Реализация данного соглашения позволит решить вопросы по взаимным экономически обоснованным поставкам электроэнергии, газа, угля и нефтепродуктов в увязке с наиболее эффективным использованием гидроресурсов бассейна реки Сырдарьи, по сближению ценовой и тарифной политики в топливно-энергетическом комплексе.

Важное значение имело вступление в силу Соглашения об упрощенном порядке визовых процедур для бизнесменов из стран-членов ОЭС и Соглашения о транзитной торговле (ратифицированы Парламентом РК 9 октября 1996 г.), которое придало импульс торгово-экономическим связям Казахстана. Наша страна получила возможность беспошлинно использовать транзит своих товаров через территории государств, подписавших данные документы.

4 мая 2001 года в Душанбе состоялось 11-е заседание Совета министров иностранных дел ОЭС.

Участники встречи заслушали доклад Генерального секретаря о деятельности Организации, обсудили бюджет Секретариата на 2001 год, ежегодный план мероприятий и программу работы Секретариата на 2001 год, состояние договорно-правовой базы со-трудничества, бюджетные и аудиторские вопросы. Они сошлись во мнении, что страны-члены ОЭС должны постепенно устранять внутрирегиональные тарифные и нетарифные барьеры, способствовать дальнейшему развитию транспорта и коммуникаций, ускорить ратификацию межгосударственных соглашений. В целях активизации торговых обменов было предложено разработать региональное соглашение о торговле (ЕСО-ТА). Было признано целесообразным согласовать список приоритетных направлений и проектов сотрудничества, сократить число официальных мероприятий по линии ОЭС во избежание нерационального использования сил и средств, а также для обеспечения их высокой продуктивности.

По итогам 11-го заседания принято Душанбинское коммюнике, в котором нашло свое отражение стремление государств ОЭС к повышению эффективности ее деятельности и превращению Организации в надежный инструмент многостороннего сотрудничества в регионе.

Казахстан придерживается мнения, что ОЭС как крупная региональная организация, обладает весьма большим потенциалом. Объединяющая государства евроазийского континента с общей численностью населения около 300 млн. человек, обладающих огромными природными богатствами, разветвленной сетью коммуникаций, Организация экономического со-трудничества, несомненно, будет играть возрастающую роль в системе мирохозяйственных связей, принося пользу всем государствам-членам

Казахстан считает необходимым повышать практическую отдачу от деятельности Организации, эффективность ее механизмов, налаживать конструктивное взаимодействие ее членов.