Народы, в разное время жившие на территории Турции, оставили свои следы в ее культуре. И ярче всего их влияние прослеживается в турецкой музыке. Как в классических мелодиях, так и в популярных хитах можно найти мотивы и напевы, характерные для арабской, персидской и даже европейской музыкальной традиции. Рассказываем, с чего начиналась история турецкой музыки и что слушают современные турки.

 

История: от народных напевов до первой консерватории

Историки считают, что корни современной музыки Турции стоит искать в 11 веке. В это время в центральную часть страны, в район нынешней Анатолии, мигрировало племя тюрков-сельджуков, до этого жившее на территории современного Казахстана. Они принесли с собой новые инструменты и музыкальные традиции. Считается, что именно под тюркским влиянием начала формироваться национальная музыкальная культура. Но сельджуки были далеко не единственными, кто на нее повлиял. В ней оставили свой след арабы, греки, армяне, евреи, в свое время проживавшие обособленными общинами в разных регионах.

Европеизация Турции, начатая еще османскими султанами и активно продолженная Ататюрком, повлияла и на культурную жизнь. В страну стали приезжать композиторы и преподаватели из стран Западной Европы, в Стамбуле и Анкаре открылись консерватории. Местные жители стали больше интересоваться западноевропейскими мелодиями и даже в какие-то периоды предпочитали их национальным.

Сегодня в турецких чартах Spotify, Apple Music и Shazam треки турецких популярных исполнителей соседствуют с мировыми хитами. Но первых все-таки больше. Даже молодые турки любят национальную музыку, в которой до сих пор можно расслышать народные напевы.

 

Тюркские музыкальные инструменты

Сельджуки принесли в Анатолию не только тюркские мелодии, но и музыкальные инструменты. Одним из самых известных является саз — разновидность лютни. Выглядит как объемная деревянная груша с длинным или коротким грифом. В разные периоды турецкой истории саз имел от 2 до 6-7 струн. Со временем он трансформировался в два похожих инструмента:

  • багламу — большую луковицу с 7 струнами, имеющую длинный гриф на 23 лада или короткий на 19;
  • джуру — маленькую с 6.

Исполнители могут играть на обеих как с помощью аналога гитарного медиатора, сделанного из дерева, так и пальцами. Медиатор расширяет возможности музыканта и позволяет, например, использовать эффект тремоло.

Аналоги тюркского саза есть у многих других народов Кавказа, Азии, арабского Востока. На похожих струнных играют в Армении, Азербайджане, Греции, Иране, на Балканах. В каждой стране свои требования к этому инструменту. В Турции уделяют особое внимание материалам, из которых он сделан.

  • Для грифа и корпуса выбирают разные породы дерева;
  • Саму лютню чаще всего делают из шелковицы, которую особым образом сушат несколько лет.
До сих пор в Турции есть мастера, которые специализируются на ручном производстве багламы. А опытные исполнители предпочитают инструменты, сделанные на заказ, а не купленные в магазинах.

Большой саз с длинным грифом в стране используют при исполнении грустной любовной лирики. Считается, что его звучание идеально передает страдания тоскующего сердца. Он также становится отличным аккомпанементом для баллад о героях и их подвигах.

 

Влияние других культур

Еще один популярный у исполнителей народных песен инструмент пришел из Армении. Там его называют дудук, в соседнем Азербайджане — балабан, в Турции — мей. Это длинная флейта, вырезанная из дерева. Некоторые музыковеды не согласны с его армянскими корнями. По их мнению, на похожих деревянных духовых играли еще в Древнем Египте. Из него они распространились по территории Персии, Азии.

Огромное влияние на «высокую» турецкую музыку, исполнявшуюся в домах знати, оказала византийская культура. А она, в свою очередь, складывалась из античных традиций и наследия древних христиан. Именно Византию многие музыковеды винят в том, что греческая, турецкая и армянская культуры так похожи. Некоторые ученые даже считают, что в музыкальной традиции каждой из этих стран можно разглядеть античное влияние. Но сейчас определить это очень сложно, так как произведений древнегреческих композиторов почти не осталось.

Одним из следов, оставленных античностью, называют понтийскую лиру, или кеменче. Этот струнный инструмент упоминается во многих древнегреческих мифах и легендах. Греки верили, что на нем играл сам Аполлон. Сегодня кеменче является одним из главных инструментов в народных мелодиях.

 

Классическая турецкая музыка

Классическая турецкая музыка, исполнявшаяся во дворцах султанов и знати, отличалась от привычной европейцам. Придворные композиторы использовали национальные музыкальные инструменты и заимствовали народные напевы. Основной формой произведений был фасыл — чередующиеся инструментальные и вокальные композиции, объединенные одной темой.

  • Одним из самых известных композиторов считается Деде-Эфенди. Он работал в середине XIX века при дворе османских султанов. Создавал произведения для суфийских религиозных церемоний. В работе использовал деревянную флейту най (ней), уд — аналог саза, канун, чем-то похожий на русские гусли и другие традиционные инструменты;
  • Бухуризаде Мустафа Ытри — еще один придворный композитор, прославившийся религиозными произведениями. Его портрет можно найти на купюре в 100 лир.

После того, как Турция стала республикой и взяла курс на европеизацию, классическая турецкая музыка пришла в упадок. Правительство перестало финансировать композиторов и даже на время запретило преподавание этой музыкальной традиции. Она считалась «разнеживающей и расслабляющей», даже «дегенеративной». В противовес ей европейская казалась бодрой и призывающей к свершениям. Состоятельные и образованные турки считали музыкальное наследие османов старомодным. В 1926 году в Стамбуле, в 1934 году в Анкаре открылись государственные консерватории, преподававшие по европейским академическим традициям. Под покровительством Ататюрка была также открыта школа учителей музыки, готовившая преподавателей по западным традициям.

 

Народная музыка

Народная музыка разных турецких регионов в чем-то похожа. Если основу классической составляли религиозные произведения, то простой народ слушал песни о любви, героях, жизни вокруг. Певцы, как правило, подыгрывали себе на сазе. Большая часть произведений — это грустные и пронзительные песни о страданиях, смерти, несчастной любви. Есть в турецкой традиции и веселые танцевальные мелодии, например, чифтетелли. Их исполняли на свадьбах и других праздниках.

Если классическая османская школа пришла в упадок при Республике, то народную поддерживали. По приказу Ататюрка был создан список самых известных музыкальных произведений из разных регионов. В 60-е годы их исполнители вышли на радио. Современная турецкая поп-музыка во многом развивалась под их влиянием. И до сих пор народные мотивы остаются популярными. Они стали родоначальниками тюрко и арабески, которые до сих пор можно услышать на радио, рынках, в кафе. Однако некоторые современные композиторы считают эти жанры «низкими».

 

Турецкая религиозная музыка

Включала песни и инструментальные композиции, которые призывали к обязательным молитвам, исполнялись при прощании с усопшим, рассказывали о жизни пророка Мухаммада и членов его семьи, выражали любовь и благодарность человека богу. Особое место в музыкальной религиозной традиции занимали танцы дервишей. В суфийской традиции считалось, что они помогают приблизиться к богу. Дервиши кружатся под оркестр, играющий на национальных инструментах, иногда — под вокальное сопровождение. На европейский слух мелодия может казаться заунывной и однообразной, но она помогает дервишам впасть в транс.

 

Влияние на западную музыку

Влияние турецкой и других национальных музыкальных традиций было взаимопроникающим. Композиторы из Европы вдохновлялись необычными напевами и непривычным звучанием традиционных инструментов и добавляли их в свои произведения. В XVIII веке вся просвещенная Европа сходила с ума по янычарским военным оркестрам. Именно они подарили европейской классической музыке такие инструменты, как ударные металлические тарелки и большой круглый барабан. Некоторые композиторы использовали и бунчук — укрепленный на шесте полумесяц с колокольчиками, важную часть янычарского оркестра. Благодаря влиянию янычар в Европе стали очень популярны военные марши.

 

Современная музыка

Современная музыка в Турции, как и во всем мире, очень разная. По-прежнему популярны артисты, выступающие в жанре арабески. Есть известные турецкие рок-группы и рэперы, академические композиторы и диджеи. Многие из них с удовольствием используют в творчестве старинные напевы и классические мелодии.

 

Поп-музыка

Таких исполнителей, как Таркан, Сертаб Эренер — победительница Евровидения-2004, знают далеко за пределами Турции. Они смогли объединить национальную музыкальную традицию и популярные во всем мире бодрые танцевальные ритмы. Это сделало их песни признанными хитами. Такого же подхода придерживаются и другие популярные исполнители.

 

Анатолийский рок

Рок-музыка в большинстве стран мира — это мелодии протеста, отрицающие прошлое. Но только не в Турции. Возникший здесь анатолийский рок — уникальный жанр, сочетающий рок с традиционными музыкальными инструментами и мелодиями. Он зародился в 60-х годах под влиянием Элвиса Пресли и других известных западных исполнителей, которых в те времена звучали на турецком радио. Жанр остается популярным до сих пор.

 

Электронная музыка

Современные турецкие композиторы следят за мировыми тенденциями. Когда во всем мире стала популярной электронная музыка, Турция не осталась в стороне. Треки Махмуда Орхана и Йетера Бурака занимают высокие места в европейских чартах. Туристов в Стамбуле и на побережье ждут клубы с зажигательными треками. Летом и весной в стране проводятся фестивали с танцполами под открытым небом.

 

Музыкальная индустрия

Турки любят песни и танцы, поэтому музыкальная индустрия в стране активно развивается. Местные популярные исполнители выпускают пластинки миллионными тиражами. Выпускники стамбульской консерватории дают концерты в известнейших театрах мира.

 

Образование

В османской музыкальной традиции знания передавались от учителя к ученику. При вестернизации Турции стало понятно, что стране не хватает учебных заведений, где готовили бы профессиональных музыкантов, хорошо знакомых как с национальными, так и с западными традициями. Под эгидой Ататюрка в начале 30-х годов в Анкаре открывается школа учителей музыки. А 5 молодых композиторов, которых позже станут называть «большой турецкой пятеркой», отправляются учиться за рубеж.

В 1934 году школа учителей музыки превращается в консерваторию, где студентов учат по европейским традициям. Позже при консерватории в Анкаре открывается первая турецкая балетная студия.

Сейчас в Турции научиться играть и петь «для себя» можно у частных преподавателей или на курсах. Начальные школы дают детям базовые знания о ритме и звуках. Некоторые предлагают игру на флейте или других инструментах как дополнительное занятие.

Стать преподавателем пения, музыки можно, окончив школу искусств — аналог лицея, куда поступают в старших классах. Дети, мечтающие играть в оркестре, поступают в одну из консерваторий, открытых при университетах. Одной из лучших считается стамбульская. Среди ее знаменитых выпускников — оперная певица Лейла Генцер.

 

Праздники и фестивали

В стране ежегодно проводятся самые разные фестивали, посвященные религиозной, академической, электронной музыке.

  • Фестиваль вращающихся дервишей в Конье. 3-часовой танцевальный ритуал в традициях суфизма. Стать зрителем может любой желающий. Как и много веков назад, дервиши кружатся под аккомпанемент национальных музыкальных инструментов — ударных и духовых;
  • Европейский джазовый фестиваль в Измире. До пандемии ежегодно проводился в начале марта. В город слетались известнейшие джазовые музыканты из разных стран;
  • Международный фестиваль искусств. Тоже проводится в Измире, но летом. Почти целый месяц на концертных площадках города выступают симфонические и камерные оркестры, оперные и балетные труппы, джазовые музыканты из разных стран. В свое время гостями фестиваля были Элтон Джон, Стинг, Юрий Башмет и Нью-Йоркский балет;
  • Фестиваль Кадырга. Народный праздник, посвященный смене сельскохозяйственных сезонов. Жители севера Турции собираются в горной долине, неподалеку от Трабзона, и посвящают несколько дней национальным танцам под флейты, барабаны и сазы, а также готовят вкуснейшие национальные блюда. Иностранцев здесь немного, но им никто не запрещает принять участие в празднике;
  • Echoes From Agartha. Фестиваль в Каппадокии, собирающий поклонников электронной музыки. Диджеи играют прямо между разноцветными скалами. Между концертами можно полетать на воздушном шаре.

 

Постоянные перемены

Турецкая музыка, как и вся культура этой страны, берет лучшее от соседей, при этом остается уникальной и ни на что не похожей. Она постоянно меняется, но сохраняет верность традициям.

Понять уникальную турецкую культуру можно только изнутри. Турция дает гражданство людям, купившим недвижимость на сумму от $400 000. После получения паспорта можно переехать в страну и посвятить больше времени изучению ее богатого культурного наследия, либо просто приезжать сюда, когда захочется без необходимости оформления или продления визы.

Чтобы узнать, как получить паспорт Турции за инвестиции, свяжитесь с консультантами Astons.